Фото пресс-службы "Moscow Raceway"
Во втором десятилетии XXI века «автомобильная» Россия все-таки обрела единственный пока на всю страну автодром, где есть почти все и сразу. 15 июля была перерезана ленточка на открытии «Moscow Raceway». Событие приурочили к первой в истории страны международной кольцевой гонке формульных болидов. «Мировая серия «Рено» обкатала новую трассу первой, а на подиум поднялись российские гонщики этой серии, что было весьма символично.
Трассу строили по проекту и под надзором компании знаменитого автодромомстроителя Германа Тильке. Закладка автодрома состоялась 1 октября 2008 года. Сдачу объекта запланировали на 2010 год, но сделали это в 2012. Кольцевой трассе «Moscow Raceway» присвоили категории FIA 1T и FIM B, что позволяет проводить любые соревнования по кольцевым гонкам, включая тестовые заезды «Формулы-1» (гонки F1 лицензии проводить не позволяют). Трассу можно конфигурировать под различные соревнования. Максимальная длина составляет 4070 метров, а максимальная расчетная скорость для болида F1 – 311 км/ч.
В 2012 году трасса приняла несколько этапов мировых и российских чемпионатов: «Мировая серия «Рено» (WSR), FIA GT World Championship, Superbike World Championship, Чемпионат и Кубок России по автомоюильным кольцевым гонкам (RRC) и Russian Superbike Championship. В новом сезоне болельщики ждут также приезда этапов WTCC и DTM.
Первые характеристики, которые выдали пилоты новому автодрому, были очень разными, от восторженного «Класс!» до очень сдержанных комментариев в духе «посмотрим-что-дальше-будет». Кому-то трасса показалась очень медленной, кому-то – очень узкой. По поводу скорости и специфики прохождения поворотов Герман Тильке высказался в том плане, что это – трасса для думающих пилотов. В итоге, обозреватели и наблюдатели сошлись на мнении, что трасса очень хорошо подходит для гонок «туринговых» автомобилей. Большое напряжение вызвала авария «Лады» Павла Кальмановича в рамках объединенного уик-энда RRC. Однако в злосчастный поворот не вписался не только Павел, аварий случилось несколько, что позволило вести речь об изменении конфигурации опасного виража. Организаторы в тот момент взяли паузу для размышлений, но позже появилась информация, что поворот кардинально изменен не будет.
Сложно пока судить о том, понравилась ли новая трасса зрителям, поскольку в силу вполне объективных причин людей приходило на соревнования немного. Исключение составил этап «Мировой серии «Рено», когда чувствовалось, что на автодроме болельщики есть. Расположение трассы по сравнению с другими нашими автодромами не такое уж и плохое: даже «безлошадные» болельщики имеют шанс добраться до автодрома в день соревнований без проблем, если организаторы позаботятся об автобусах от ж/д станции до автодрома. Зрительская инфраструктура, вероятно, будет еще развиваться, как и в целом прилегающая к трассе территория. Это – не недострой. 100% «под ключ» со всеми атрибутами, пожалуй, за последнее время в мире не сдали ни одной трассы.
Журналистам, опять же по сравнению с другими нашими трассами, на «Moscow Raceway» было достаточно комфортно: пресс-центр не очень большой, но обустроен довольно неплохо, однако следить за гонкой оттуда можно только по мониторам: обзору из окон и балкона доступна лишь стартовая прямая и маленький кусочек последнего поворота. Но если задействовать все установленные технические средства, то, например, у пишущей и фото-прессы проблем возникнуть не должно.
Если брать российские «кольца» в целом, то «Moscow Raceway» выглядит лучше не потому что он новее и у него судейская башня «круче». Под Волоколамском в той или иной степени есть необходимый минимум для команд и пилотов, для зрителей и для прессы. На «Смоленском кольце», например, упор в инфраструктуре сделан на команды. Пресс-центр как функциональное помещение там отсутствует вовсе, территория для зрителей – минимальна, парковок почти нет. Расположение трассы относительно крупных населенных пунктов, а также ее доступность для посетителей ниже всякой критики. Ближе всех к городу расположен автодром в Казани, но ехать смотреть гонки туда не всякий пожелает: нет ни трибун, ни зрительской инфраструктуры вообще, оборудованный пресс-центр также отсутствует. На «Нижегородском кольце», по сути, есть только трибуны и, собственно, сама трасса. Новый автодром под Санкт-Петербургом, который благодаря свой близости к городу мог бы стать одной из главных трасс страны, и вовсе в плачевном состоянии.
В уходящем году окончательно прояснилась обстановка со строительством автодрома в Сочи под Гран-При России 2014 года, а также есть основания надеяться, что недалеко от Самары может появиться трасса, по классу схожая с «Moscow Raceway».