Комментатор серии DTM и автоспортивный обозреватель Сергей Беднарук рассказал в интервью НГ-Online о секретах популярности немецкой серии, главных итогах прошедшего сезона и о том, что увидит российский болельщик в будущем августе на первом в истории российском этапе Deutsche Tourenwagen Masters на трассе Moscow Raceway.
- Сергей, в наступающем году российские зрители смогут «живьем» увидеть два этапа популярных «кузовных» чемпионатов – мировое первенство WTCC и немецкую серию DTM. Чем автомобиль немецкого туринга отличается от мирового?
- Здесь сразу стоит развеять главное заблуждение: DTM – это не туринг в классическом понимании этого слова. Немецкий туринговый чемпионат – это DTC. В DTM же выступает совсем другая техника – это чистокровные гоночные машины, которые лишь внешне напоминают дорожные автомобили, но, по сути, являются настоящими прототипами, которые строятся с нуля. Поэтому иногда их называют «силуэтами». Машины DTM более технологичные, мощные и зрелищные, нежели автомобили Туринга, которые готовятся на базе серийной техники.
- С чем связана растущая популярность DTM в сравнении с WTCC?
- Я бы выделил несколько основных причин популярности DTM: зрителей привлекают зрелищные и быстрые машины, именитые гонщики, а также традиции и история противостояния трех немецких автозаводов – Audi, BMW и Mercedes. Залогом успеха также является отличная организация и широкое телевизионное освещение – в Европе DTM является второй по популярности кольцевой автогоночной серией после Формулы-1. Не случайно DTM порой называют «Формулой-1 под кузовом» или «младшей сестрой Королевы автоспорта».
- Почему немцы основали свою серию и активно ее двигают вместо того, чтобы также активно ездить в чемпионате FIA?
- Во-первых, стоит отметить, что история DTM куда длиннее, чем WTCC. Эта серия проводится без малого 30 лет, став признанным брендом и высшей лигой «кузовных» гонок. Что касается немецких производителей, то стоит отметить, что заводская команда BMW несколько лет назад успешно выступала в WTCC, но в итоге покинула чемпионат мира ради возвращения в DTM. Это потребовало от баварцев куда больших финансовых затрат, но и маркетинговая отдача от соперничества со своими прямыми конкурентами по рынку – Audi и Mercedes - куда эффективнее, нежели победы над «Сеатами» или, скажем, «Ладами».
- Коротко о регламенте этапа и начислении очков. Насколько правила DTM отличаются от WTCC?
- С этого года в DTM действует та же система начисления очков, что и в Формуле-1 – зачетные баллы получают на финише гонок первые десять пилотов. Главные отличия спортивного регламента DTM от WTCC заключаются в формате уик-энда. Если в Мировом Туринге этап состоит из двух спринтерских заездов, то в DTM проводится одна гонка протяженностью чуть более часа с пит-стопами для замены шин (дозаправки с этого года запрещены). Интересен и регламент квалификации – в DTM, как и в Ф-1, применяется система с выбыванием, но при этом сегментов не три, а четыре, они короче и более динамичны. В решающую часть квалификации проходят четыре самых быстрых пилота, у которых в распоряжении есть только одна попытка, чтобы побороться за поул-позицию. Словом, по формату гоночного уик-энда DTM куда ближе к Формуле-1, нежели к Мировому Турингу. Убедиться в этом российские поклонники автоспорта смогут в новом году воочию – в начале июня Moscow Raceway примет WTCC, а в начале августа на подмосковную трассу приедет DTM.
- В═DTM нет на данный момент ни российских пилотов, ни команд. Почему серия заинтересовалась контрактом с Россией? Это – исключительно вклад в рекламу и так популярных в России немецких авто или есть еще какие-то причины?
- Безусловно, российский рынок очень важен для всех трёх производителей, представленных в DTM, поэтому серия давно проявляла интерес к нашей стране. Первый этап мог состояться уже в 2005 году: тогда планировалось провести гонку на городской трассе на Воробьевых горах, организаторы серии провели зимой презентацию на Васильевском спуске, переговоры велись на самом высоком уровне, но в итоге наша сторона не подготовила трассу, и этап был отменен. После того случая боссы DTM с некоторым недоверием стали относиться к нашей стране, но, к счастью, с появлением автодрома Moscow Raceway ситуация изменилась – интересы сторон совпали, и в августе мы увидим долгожданную премьеру DTM в России.
- Что получит (в смысле – увидит, ощутит, пощупает) средний российский болельщик, когда придет на этап DTM на «Moscow Raceway»?
- Прежде всего, он станет свидетелем первоклассного зрелища – борьбы сильнейших пилотов за рулем стремительных машин. А благодаря доступу в паддок и на пит-лейн болельщики получат уникальную возможность в буквальном смысле прикоснуться к этому увлекательному миру – разглядеть вблизи технику, посмотреть на работу заводских команд, взять автографы у знаменитых гонщиков. Этапы DTM в Европе – это не просто спортивное событие. Это большой праздник с концертами и другими увеселительными мероприятиями, куда приходят целыми семьями. Надеюсь, российский этап пройдет в лучших традициях DTM и порадует наших зрителей!
- Не опасаются ли промоутеры серии, что на российском этапе трибуны могут быть почти пустыми, как, например, на прошедшем этапе FIA GT? Есть ли в планах какие-то бонусы для российских болельщиков, чтобы привлечь на автодром максимум народу?
═
Фото═официального сайта серии DTM═ |
- Организаторы серии очень заботятся о том, чтобы трибуны были заполнены – это важно, в первую очередь, для красивой телевизионной картинки. Европейские этапы DTM посещают от 40 до 120 тысяч зрителей. Конечно, у нас пока нет такой гоночной культуры, как на западе, но тот же этап Мировой серии Renault показал, что поклонников автоспорта у нас немало. Что касается FIA GT, то низкая явка имела свои объяснения: о проведении соревнования стало известно всего за полтора месяца, дата совпала с Днем знаний и Днем города, и вдобавок, как вы помните, не повезло с погодой. Я бы очень хотел увидеть на российском этапе DTM заполненные трибуны – надеюсь, работа его организаторов принесет свои плоды. Уверен, этап DTM на Moscow Raceway станет одним из самых ярких и запоминающихся спортивных событий года для нашей страны. Это стоит увидеть!
- Есть ли связь между контрактом «Mоscow Raceway» с Mercedes и приходом DTM? Не выйдет ли так, что дилер будет загонять народ на автодром силой, чтобы обеспечить массовость?
- Я задавал этот вопрос на пресс-конференции, посвященной началу сотрудничества между Mercedes-Benz и Moscow Raceway, тогдашнему генеральному директору российского представительства штутгартской марки, и он сказал, что переговоры о проведении этапа DTM не входят в его компетенцию. Так что прямой связи нет. Главное – это желание владельцев трассы провести у себя такое престижное соревнование. Разумеется, силой никто никого загонять на трибуны не будет, но не исключено, что российские представительства Mercedes, Audi и BMW выделят билеты для своих лучших сотрудников – это нормальная практика.
- Кто из пилотов с мировым именем «засветился» в серии?
- Я бы сказал, что все участники DTM, - это гонщики с мировым именем. Если же говорить о спортсменах, которые получили известность, благодаря успешным выступлениям в Формуле-1, то из них в DTM за последние годы гонялись такие пилоты, как Мика Хаккинен, Жан Алези, Хайнц-Харальд Френтцен, Ральф Шумахер, Дэвид Култхард. Любопытно, что все они побеждали в свое время в Ф-1, но в DTM из них выигрывать гонки удавалось только двоим – Хаккинену и Алези. А Шумахеру-младшему, к примеру, за четыре сезона лишь дважды удалось попасть на подиум. Это говорит о том, насколько сложным и высококонкурентным является чемпионат DTM – даже признанным асам Формулы-1 успех здесь не гарантирован. Поэтому гонщики, добивающиеся высот в DTM, получают всеобщее признание. Можно привести пример Пола ди Ресты, который выиграв несколько лет назад титул в DTM получил приглашение в Ф-1.
Нынешние лидеры серии – такие, как Гэри Паффетт, Маттиас Экстрём, Тимо Шайдер или действующий чемпион Бруно Спенглер – сделали себе имя именно выступлениями в DTM. А самый титулованный гонщик серии за всю ее историю Бернд Шнайдер, становившийся чемпионом пять раз, по праву считается одним из сильнейших гонщиков мира.
- Кого из известных пилотов можно будет увидеть в серии в новом сезоне, и какова вообще мотивация гонщика выступать в DTM?
- Еще не все команды подтвердили свои составы на 2013 год, но все основные действующие лица продолжат выступления. В грядущем сезоне на старт выйдут пять чемпионов DTM: Бруно Спенглер, Мартин Томчик, Тимо Шайдер, Маттиас Экстрём и Гэри Паффетт. Бросит вызов им попробует талантливая молодежь – например, Эдоардо Мортара, одержавший в минувшем сезоне две своих первых победы. Интересно, что покажет трёхкратный чемпион WTCC Энди Приоль – в дебютном сезоне добиться солидных результатов ему не удалось. Разумеется, добавятся и новые лица – например, поговаривают, что в DTM могут придти известные по выступлениям в Формуле-1 Хайме Альгерсуари и Бруно Сенна.
Вообще DTM становится для талантливых и быстрых пилотов отличной альтернативой Ф-1. Если в «королевские гонки» сейчас можно попасть, только располагая солидной спонсорской поддержкой, то в DTM команды в первую очередь оценивают способности гонщика на трассе, а не размер его «кошелька». Участие в DTM дает пилоту возможность выступать в чемпионате очень высокого уровня в составе заводского коллектива, но при этом получая зарплату, а не платя за себя. Поэтому в немецкой серии состав участников очень сильный, а плотность результатов невероятно высока – обычно в одну секунду умещаются около 20 пилотов!
- Какие телеканалы освещают серию в режиме прямого эфира, и насколько эти трансляции доступны в России?
Прямые трансляции DTM ведутся в более чем ста странах мира, и Россия, к счастью, не является исключением. В нашей стране эти гонки транслируются уже около десяти лет – сначала их показывал спортивный канал 7ТВ, а после его закрытия «эстафетную палочку» подхватил «Авто Плюс», где я и продолжаю комментировать этот увлекательный чемпионат. Так что наша публика уже подготовлена к приходу DTM в Россию (улыбается).
- В 2013-м география серии расширяется. А пустят ли немцы когда-нибудь в свой пелотон «иномарки» или же это будет противоречить идее серии – соперничеству немецких автопроизводителей?
В прошлом в DTM уже участвовали не немецкие марки – например, в 90-е очень успешно выступал итальянский концерн Alfa Romeo. DTM организуется в Германии, но сама серия уже давно стала крупным международным чемпионатом. Он открыт для любых компанией – другое дело, что участие в DTM требует серьезных затрат, и бросить вызов трем гигантам немецкой автопромышленности непросто. Но вполне возможно, что уже через год это сделают японские производители – недавно организаторы DTM подписали контракт с устроителями престижного японского первенства Super GT об унификации с 2014 года технического регламента. Это означает, что вскоре в немецкую серию смогут придти Nissan, Toyota и Honda, представленные сейчас в Super GT.
- Если коротко рассказать о прошедшем сезоне, какие моменты можно особо выделить? Какие тенденции наметились?
Переход серии на новый технический регламент и возвращение BMW заметно обострили борьбу на гоночных трассах – в этом году мы стали свидетелями целого ряда интереснейших гонок. Борьба за титул кипела до взмаха клетчатого флага финальной гонки. В итоге чемпионат завершился потрясающим триумфом концерна BMW – вернувшись после 20-летней паузы, мюнхенцы выиграли четыре гонки и завоевали титулы во всех трех зачетах: личном, командном и среди производителей! Бруно Спенглер, не раз в прошлом оказавшийся в шаге от заветной цели, наконец сумел завоевать престижное звание чемпиона DTM, в красивом стиле выиграв дуэль со своим бывшим партнером по Mercedes Гэри Паффеттом, который возглавлял турнирную таблицу весь сезон, но в решающей гонке уступил победу канадцу. Это был славный сезон, а грядущий чемпионат обещает стать еще интереснее, ведь в Audi и Mercedes приложат все силы, чтобы взять реванш у BMW. Нас ждёт грандиозное сражение!