0
2123
Газета Автоспорт Интернет-версия

15.12.2012 00:00:00

Хотим "Гран-Туризмо" и имеем возможность

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Смирнов, шеф-редактор НГ-Online

Тэги: гонки, васильев, фрейдина, gt, rrc


Команда "GT Team Russia" оформилась в пелетоне Чемпионата мира по гонкам в классе FIA GT только под конец сезона. Тем не менее, оба пилота провели весьма насыщенный год, включая выступления не только в мировом первенстве, но и попытки посоревноваться на российских трассах. Гонщик, Мастер спорта международного класса АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ и пилотесса НАТАЛЬЯ ФРЕЙДИНА в интервью шеф-редактору НГ-Online РОМАНУ СМИРНОВУ поделились впечатлениями о своих выступлениях и мыслями о том, как, по их мнению, обстоят дела в российском автоспорте.

Наталья, Алексей, какие моменты, как положительные, так и отрицательные, ваших выступлений в прошедшем сезоне вы могли бы особо выделить?

Алексей Васильев. Самое ключевое и судьбоносное событие произошло по дороге из Германии в Россию, когда я вез автомобиль для участия в национальном гоночном первенстве Russian Racing Championship (RRC). Мне позвонил промоутер мировой серии «Гран-Туризмо» (GT) Стефан Ратель и предложил поехать за российскую команду в чемпионате FIA GT в этом году. Я сказал, что конечно, мне это очень интересно. Было предложено два варианта: с русским пилотом или с девушкой. Мне стало интересно, что за девушка, а Ратель сказал, что она мне позвонит. Я думал, что это будет француженка. В общем, все получалось хорошо: у меня была спонсорская поддержка «РЖД», а машины, на которых мы должны были ехать –Aston Martin. И вот, звонит мне какая-то девушка, русская, и говорит: «Меня зовут Наталья, я хочу участвовать в гонках, давай встретимся, обсудим». Я знаю, что в гонках GT не бывает новичков, то есть нельзя просто так сесть и поехать и говорю: «Зачем нам встречаться, вам надо ехать и тренироваться». Приехав на первый этап FIA GT, я понял, что вообще ничего не готово. Когда я проехал по трассе, вышел из машины, то почувствовал себя, как полный чайник: машина постоянно ломалась, у команды не было запчастей, приходилось брать их взаймы в другой команде. Это было конечно разочарование, потому что слагаемые успеха в гонках GT – это надежность машины и количество времени, проведенное на трассе, где проводятся соревнования. Итогом этого отрицательного опыта стал вывод о том, что надо делать целиком русскую команду, со своими механиками.

Наталья Фрейдина. Да, у меня один из отрицательных моментов состоит в том, что не удалось провести больше времени на трассе, накатать побольше кругов.

Алексей Васильев. Если говорить о положительных моментах, то большая радость у меня в этом сезоне от того, что пущен в строй автодром «Moscow Raceway». Итог сезона в том, что моя личная популярность и популярность серии GT среди обеспеченных людей сильно выросла.

Под конец сезона стало известно, что Всемирная Международная федерация автоспорта (FIA) больше не будет предоставлять гоночной серии GT статус Чемпионата мира, однако серия будет продолжаться. Более того, по заявлению промоутера серии, в новом сезоне вероятно появление сразу нескольких российских команд.

Алексей Васильев. В следующем году в GT могут поехать три наши команды: мы с Натальей («GT Team Russia»), «Russian Bears» и, возможно, «Lukoil Racing». Все гонщики чемпионата GT всегда рассматривали его как чемпионат мира. Это первенство не все время было официальным, но имело огромную популярность. Поэтому есть или нет приставка «FIA», это не так важно: и для прессы, и для гонщиков это мероприятие – топовые гонки машин «Гран-Туризмо». Так что на первенстве это никак не отразиться, разве что Стефан Ратель сэкономит 2,2 млн., которые он платил FIA за официальный статус. С точки зрения телевидения, тоже потерь не будет, даже, может быть, наоборот – лицензия на трансляцию подешевеет. Также снимается ограничение FIA «от каждого производителя – по два автомобиля», соответственно, массовость может вырасти. FIA предоставляет только статус, и он был присвоен первенству GT1. Стоимость автомобиля в этой серии была около миллиона, а в GT3 – в половину меньше. Но GT3 фактически спасло чемпионат, наполнив стартовую решетку автомобилями и увеличив зрелищность.(Серии GT1 и GT3 проводили гонки в рамках одного уик-энда. Автомобили отличаются по степени специальной гоночной подготовки - НГ).

Наталья Фрейдина. В следующем году в пелетоне появятся Jaguar, Nissan, Bentley – это как минимум плюс шесть машин. Мы рассматриваем вариант, при котором у нас в сезоне будут две машины. На одной поедет весь сезон Алексей, а на второй я и кто-то еще из российских пилотов – новый на каждом этапе. У нас есть в стране гонщики, которые могут поехать в GT, например, Роман Мавланов, Иван Самарин и другие. Однако в целом есть возрастной провал. Сейчас потенциально в распоряжении команд либо совсем юные гонщики, либо возрастные. Серединки почти нет. Так что если мы реализуем эту идею, то сможем привлечь больше российских пилотов попробовать свои силы за рулем болида GT и заявить о себе.

То есть, в следующем году вы cделаете ставку на мировое первенство в классе GT?

Алексей Васильев. Да. На следующий год у нас будет GT «имени Раттеля». Сейчас мы выбираем марку машины. Ряд спонсоров у нас уже есть. Поедем с Наташей вместе, и планируем провести полноценный сезон.

Алексей, вы начали рассказ с того, что везли вашу «Ferrari» в Россию для участия в национальном первенстве…

Алексей Васильев. Верно. RRC – моя вторая линия прошедшего сезона. Я был преисполнен самых радужных надежд по поводу появления в российских кольцевых гонках класса GT. Я осознавал свою ответственность в том, что первый привожу такую машину (Ferrari F430), и в том, что вокруг меня может начать складываться GT-класс в России. Но на первом же этапе RRC в Смоленске я понял, что мои представления и то, что мы обсуждали с инициативной группой, сильно изменились и оказались отличными от концепции реальных соревнований. Мы очутились в странной ситуации: привезли дорогую технику, детали, а нам в заезд поставили «Мит-Джеты», и еще какие-то другие машины, мотивировав это тем, что в гонке должно быть больше, чем три машины. В итоге, я отказался от участия и передал машину другу.

Наталья Фрейдина. Сначала я планировала поехать на гонки именно в России. В RRC Алексей должен был ехать все этапы, а я бы менялась с Владимиром Черчияном. Но, посетив с ребятами первый этап в Смоленске, посмотрев на организацию, и вообще как все это проходит, я бы просто не смогла найти спонсоров на такие соревнования. То есть, было бы больше толку, если бы я просто покаталась на Ferrari Алексея. Даже трек-дни (любительские заезды - НГ), на автодроме «Moscow Raceway» прошли для меня более продуктивно. Я говорю о проведении времени, общении, получении положительных эмоций и гоночного опыта.

Как бы вы оценили сезон 2012 года для российского автоспорта в целом?

Алексей Васильев. В этом году наш автоспорт, мне кажется, потерял, из-за различных междоусобных войн, которые начались давным-давно. Главное, оказалось размыто соперничество между командами. Энтузиазм людей уменьшался. Я думаю, что еще год-два, пока в спорт не придут новые пилоты и команды, резкого скачка в развитии ждать не стоит. Объединив все в один уик-энд, организаторы размыли общий интерес. Раньше было два кузовных класса, два формульных, у каждого класса были свои болельщики. Ситуация, когда один и тот же пилот может и в «МитДжете» гонять, и еще в каком-то другом классе больше похожа на тусовку, чем на гонки. Ранее было несколько профессиональных команд, которые постоянно конкурировали между собой, гонщики были очень профессиональны, машины готовили к гонкам очень серьезно, каждый год в автомобили вносились доработки. То есть, я думаю, что пока RRC не приобретет образ профессионального соперничества, интереса зрителей и популяризации спорта не будет. К сожалению, РАФ (Российская автомобильная федерация) слишком сильно присутствует в управлении. Ранее Федерация не вмешивалась в бизнес и выполняла функцию регулятора. Так происходит во всем мире. У нас национальный чемпионат оказывается пока непривлекательным, и на этом фоне теряется интерес к этапам мировых гонок, которые проводятся в России.

Алексей, но ведь если разделить классы в настоящий момент, то гонки в некоторых классах вообще потеряют смысл…

Алексей Васильев. Конечно. Уточню свою мысль. Объединение классов на одной стартовой решетке тоже можно оценивать по-разному. К Стефану Рателю поступало много претензий по поводу объединения машин классов GT1 и GT3 в одном пелетоне. Но организаторы - они, прежде всего, бизнесмены, и не могут учитывать все пожелания команд и пилотов. Они должны учитывать массу факторов: интересы прессы, публики, зрелищность события, потому что от этого зависит привлечение спонсоров. И даже если взять тот же RRC, конечно ошибок сделано много и есть огромное поле для работы, но если бы именно в этом году все разъединили по классам, как этого некоторые хотели, то чемпионат вообще бы не набрал такого количества участников. Действительно, кому интересно смотреть, как едут две-три машины?

Еще о зрителях. Нельзя сказать, что гонка «Мировой серии Рено» (WSR) в Подмосковье в этом плане оказалась провальной.

Алексей Васильев. Да, на гонку WSR удалось собрать много народу. Во-первых, вход был бесплатный, во-вторых, у WSR - хороший промоушн, в-третьих, к гонке приурочили открытие автодрома. Но хочу отметить, что зрители на трибунах абсолютно не понимали, что происходит на трассе, им это все было абсолютно в новинку.

Помимо объединения классов в RRC, вполне можно говорить также о росте числа участников…

Наталья Фрейдина. То, что в легких классах RRC пелетон рос, так это от того, я думаю, что альтернативы нет.

Алексей Васильев. А с другой стороны, по моей оценке, есть еще как минимум десять машин у нас в гаражах, которые могли бы стоять на стартовой решетке класса «Туринг» в RRC. Появление «Сеатов» в пелетоне, даже «разогнанных» под «Туринг», убьет поступление настоящих туринговых болидов, потому что они дороже. Достанется, прежде всего, команде ТНК с ее BMW и новым «Ладам» Lukoil Racing. Кстати, я считаю, что формат Кубка «Лада Гранта» очень хорош в этом году. (Автомобили марки «Seat», которые выходили на гонки RRC в классе «Туринг», на самом деле, технически, не являются автомобилями данного класса, в отличие от BMWи новых LadaGranta. Есть «Сеаты», доработанные по требованиям класса. Такие машины ездят в Чемпионате мира. В RRCв прошлом сезоне подобный автомобиль был только один, у Николая Карамышева. Использование даже доработанных, так называемых «кубковых» «Сеатов» значительно удешевляет попадание пилотов в класс «Туринг», что, по мнению организаторов, увеличит количество машин на старте и мотивирует пилотов к росту. Также в этом году в RRC был введен специальный зачет для автомобилей «Seat»–«НГ»).

Можно ли считать прошедший сезон прорывным для российских пилотов как за рубежом, так и в России, если брать все серии?

Алексей Васильев. Каждый год не может быть прорывным. Этот год – в череде годов развития российского автоспорта и за рубежом, и в России. Наши гонщики всегда выступали в Европе достаточно хорошо. К сожалению, успехи за границей почти никак пока не отразились на развитии автоспорта в нашей стране. Присутствие и качество выступлений российских пилотов во всех зарубежных сериях в этом году конечно выросло. Их приглашают известные команды, поддерживаемые не менее известными брэндами. Но тенденция отъезда российских пилотов для выступления за границу еще сохраняется.

Наталья Фрейдина. Дело тут в качестве. Выступая за границей, ты получаешь максимальную отдачу от своей деятельности.

Алексей Васильев. Я бы ситуацию с отъездом за рубеж сравнил с нашим турбизнесом. Имея средства, мы неохотно тратим их на отдых в Сочи, хотя и отели построены, и море есть. Но сама атмосфера на отдыхе в России и за рубежом сильно отличается. За те же средства, что я потрачу на поездку, скажем, в Казань, где хороший автодром, ничуть не хуже, чем некоторые немецкие трассы, я окунусь в более благоприятную атмосферу автоспорта в Европе. Поэтому, мы пока сами тут не создадим мир приятного пребывания на автодроме – с уважением друг к другу всех участников процесса, - люди к нам не потянутся. Ни зрители, ни пилоты, ни пресса. Кстати, прессе стоит больше уважать пилотов…

Хорошо. Давайте поговорим о прессе. Что в данном случае вы имеете ввиду под уважительным отношением?

Алексей Васильев. Я имею ввиду профессиональное освещение событий. Порой, зададут такой вопрос, что хоть стой, хоть падай (смеется). Вот, например, на RRC подошла какая-то девочка молоденькая с фотоаппаратом и начала расспрашивать меня, как я выступал в «Формуле-1», тогда как я к этим гонкам вообще не имею никакого отношения. Или еще: «Как вы с Наташей ехали в Германии: вы у нее были штурманом или она у вас?» - замечу, что в GT нет штурманов вообще, они есть, например, в ралли. Вот такого плана вопросы.

Наталья Фрейдина. И у меня есть примерчик: «А вы почему не выступали на Moscow Raceway? Вы что, не могли попросить машину у кого-нибудь из наших производителей?» То есть, люди (представители прессы) приходят и не понимают элементарной вещи, что мы ездим на специально подготовленных гоночных машинах, которые нельзя вот просто так прийти и взять у дилера. Меня еще удивило отношение российской прессы к нам в целом. У нас корреспонденты любят строить публикацию на негативе, а за границей – на позитиве. Здесь пресса постоянно ищет минусы во всем, а там все выходит в ярких, положительных красках. Очень жалко, что профессиональных автоспортивных журналистов у нас мало.

Так, Наталья, у нас вот и в этом интервью довольно много негатива...

Наталья Фрейдина. Я хочу сказать следующее: мы все участвуем в этом процессе. Нельзя весь негатив сливать на РАФ, на Рубена Шумеева (со-организатор Чемпионата России по автомобильным кольцевым гонкам), на RRC и на неаккуратных журналистов. И у нас тоже нет такой цели. Алексей сказал, что есть поле для работы, и мне кажется, что надо изживать конфликты в первую очередь. Вот о чем речь. Посмотрите, что бы у нас ни происходило, это – постоянный конфликт. И нет желания объединиться, когда мы все в одной лодке, и делаем общее дело. А у нас получается так: «Ах, вы не хотите, тогда я встаю и ухожу. И все». А из-за этого страдают люди. Нет сильной руки, нет власти, которая в принудительном порядке заставит всех подписаться под одним общим регламентном. Это как раз то, что произошло c классом GT в российском чемпионате. Я считаю, что в данном случае можно было бы вообще сделать гонки на выживание, то есть разрешить контактную борьбу. Это, вероятно, могло бы спасти чемпионат. (По информации «НГ», такие мысли у руководителей RRC на следующий сезон есть).

Алексей Васильев. У нас очень часто складывается ситуация, когда каждый тянет одеяло на себя, и никто не хочет идти на компромисс. Каждый преследует исключительно свои цели, вместо того, чтобы как-то попробовать объединить усилия, пойти где-то на уступки, но сделать общее дело, которое позднее принесет дивиденды всем сторонам.

Два слова о болельщиках. Насколько важна поддержка трибун и вообще зрителей для мотивации, для настроения?

Алексей Васильев. Эмоциональное состояние в гонке основано на эмоциях болельщиков, которые сидят на трибунах. Яркий показатель – ипподромные (трековые) гонки в Раменском. Там исторически сложилось, что трибуны любят, скажем, пятерых основных гонщиков. И выезжая на старт, ты вырываешься вперед на криках болельщиков. А когда ты никому не интересен и не нужен, это очень сильно угнетает и давит. Тут и ответственность перед спонсорами еще. Про это мало кто знает, но любая положительная статья, выходящая про тебя, намного больше помогает в спорте, чем негативная. Я не говорю, о том, что надо захваливать, но мотивация идет не от критики, а от позитива. Трудностей и так много, чтобы выйти на старт, и очень неприятно, когда тебя начинают за что-то публично ругать. Надо хвалить гонщиков, особенно молодых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1630
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1015
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
734
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1005

Другие новости