Фото Reuters
В воскресенье в Сан-Паулу (Бразилия) на автодроме «Интерлагос» прошла финальная гонка 63-го Чемпионата мира FIA в классе машин «Формула-1». В непредсказуемых погодных условиях ее выиграл Дженсон Баттон (McLaren). Дженсон открыл этот сезон победой, и победой его и закрыл. А Себастьян Феттель (Red Bull Racing - RBR) снова, в третий раз подряд, завоевал титул Чемпиона мира. По достижениям довольно молодая, по меркам «Формулы-1», команда RBR становится в один ряд с легендарными командами Пелетона McLaren, Ferrari и Williams. Фернандо Алонсо, как и обещал, боролся до последнего, но его шансы перед последней гонкой были не велики.
Прошедшая гонка в Бразилии стала, безусловно, достойной финала. На заключительном этапе многие пилоты хотели себя показать, побороться на последок перед межсезоньем, тем более, что погодные условия несколько уровняли шансы.
На первом же круге нынешний триумфатор Себастьян Феттель едва не потерял все. Он поучаствовал в столкновении, его машину развернуло, но, к счастью для Себа, его болид не получил критических поломок. Фернандо Алонсо, тем временем, быстро прорвался вперед со своего седьмого места. Погода смешала карты многим командам. Вернее не сама погода, а ее непредсказуемость. Радары, которые показывали обстановку в небе над автодромом, не могли угадать расклад. Дождь то шел, то не шел. Команды, казалось, хаотично меняли колеса на своих болидах. В общем, кто как угадает. А угадал снова Дженсон Баттон. Первый дождь он проигнорировал и остался на трассе. Вместе с ним также поступил и гонщик команды Force India Нико Хюлькенберг. Пара Баттон-Хюлькенберг обеспечила себе отрыв в 45 секунд, но машина безопасности свела их труды на нет, и Нико под конец, видимо, не выдержал. Его маневр убрал с трассы Льюиса Хэмилтона, за что Хюлькенберг получил наказание проездом по пит-лейну. Самая острая борьба во всех частях пелетона пришлась на первую половину гонки. В последней четверти снова пошел дождь, уже намного сильнее, чем в начале. Он немного постудил страсти, а инженеры Red Bull Racing время от времени еще и сами «притормаживали» своего претендента на титул Себастьяна Феттеля: гонщику нужно было просто приехать не ниже десятой позиции. И он приехал. Самый, пожалуй, забавный эпизод в гонки выдал Кими Райкконен: он заблудился. Айсмен сошел с траектории и решил срезать путь через старую шикану автодрома. Но там оказались закрытые на замок ворота. Кими уперся в решетку, развернулся и выехал на трассу тем же путем, которым сошел с нее. Но эта «экскурсия» не помешала финну занять третье место в общем зачете Чемпионата мира.
Red Bull Racing. Несмотря на доминирование по ходу сезона оба завоеванных титула могли уплыть от подопечных Кристиана Хорненра в Ferrari и McLaren. Но соперникам в случае Ferrari, не хватило скорости, а McLaren подкачал с надежностью. Прошедшую гонку можно для Себастьяна Феттеля назвать «терпеливой». Несмотря на аварию в начале заезда, он смог пробиться в лидирующую десятку и удержаться там до конца гонки. Что от него, собственно, и требовалось: шестого места на финише с лихвой хватило, чтобы забрать чемпионскую корону. Его напарник Марк Уэббер провел более живую гонку, но тоже не попал на подиум, придя на финиш четвертым. Команда уходит на каникулы триумфаторами и чемпионами. На следующий год пилотский состав RBR останется прежним: Себастьян Феттель и Марк Уэббер.
Vodafone McLaren Mercedes. Сезон 2012 года начался с победы Дженсона Баттона, ей же он и закончился. Это, вероятно, подсластила довольно горькую пилюлю команде Мартина Уитмарша. Имея потенциально более быструю машину, McLaren уступил второе место в Кубке Конструкторов Ferrari. Пилоты же не попали в тройку лидеров зачета Чемпионата. Льюис Хэмилтон – четвертый, Дженсон Баттон – пятый. Гонка на «Интерлагосе» была последней для Хэмилтона за McLaren, и ему хотелось ее закончить достойно. Старт с поул-позишн, лидерство на пару с Баттоном. Но на 55-м круге Нико Хюлькенберг буквально вынес Льюиса с трассы, сломав ему подвеску. Хюлькенберга наказали, но Льюису от этого точно легче не стало. Когда Хэмилтон вернулся в свои боксы, команда встретила его аплодисментами. Как говорят обозреватель, прощание Льюиса с командой в целом прошло довольно гладко. В следующем году напарником Дженсона Баттона станет непредсказуемый Серхио Перес, а Хэмилтон займет место Михаэля Шумахера в Mercedes.
Scuderia Ferrari. Фернандо Алонсо, несмотря на все его старания, достался титул вице-чемпиона. Но можно с некоторой уверенностью сказать, что не воюй Алонсо в каждой гонке за каждую позицию, он не добрался бы до второго места. Болид Ferrari был отнюдь не чемпионский, но в данном случае Дух оказался сильнее обстоятельств и техники. Фернандо за последнее время сильно изменился внешне и явно в лучшую сторону. Но еще большую победу, может быть, одержал его напарник. Это была победа над собой. Фелипе Массу к концу лета практически списали с «формульных» счетов, но бразилец буквально расцвел осенью, и то, что команда стала второй в Кубке Конструкторов – и его заслуга тоже. Итальянская конюшня приехала на финальный подиум двумя машинами. Гонку на родине Масса провел просто блестяще, а Фернандо выполнил свою задачу. Беда в том, что его оппонент Себастьян Феттель также выполнил свою. Оба пилота Ferrari остаются в команде на следующий сезон.
Caterham F1. Сложный год выдался для команды, ни одного очка так и не набрано. Но даже нули в «королевской» табели о рангах имеют свой вес. Чтобы быть выше в протоколе, чем соперники с такими же нолями, надо выигрывать позиции. От этого также зависит распределение денежных средств после окончания сезона. Хейкки Ковалайнену и Виталию Петрову надо было вырвать каким-то образом 12-е место в последней гонке, чтобы опередить конкурентов из Marussia. Это удалось сделать Виталию Петрову. Отличное 11-е место. Виталий провел исключительно боевую гонку, атаковал и боролся до самого финиша. На сегодняшний день Caterham F1 заключила на следующий год один контракт: Шарль Пик переходит из Marussia. О судьбе второго места пока еще ничего не известно.
Последняя гонка сезона стала звездной для пилота команды Force India Нико Хюлькенберга. У него были все шансы, что если не выиграть, то приехать на подиум. Он вместе с Дженсоном Батоном долго оставался в лидерах, и казалось, что сенсация вот-вот случиться. Потом машина безопасности собрала пелетон, и Нико совершил ошибку при попытке обгона Льюиса Хэмилтона. Однако даже после штрафа немецкий пилот пришел пятым в гонке. Весьма неплохо, учитывая какую машину в этом году представил Mercedes, финишировал Михаэль Шумахер (7). Оба пилота Lotus провели весьма странную гонку. Кими Райкконен высказал мнение, что ему все равно, какое он место займет в чемпионате, если это место не первое. Наверное из этой установки он и исходил (10-е место на финише). Роман Грожан в который уже раз клетчатый флаг не увидел вовсе, но в этой гонке он ничего не нарушил, просто ошибся в пилотировании. Снова «порадовал» Пастор Мальдонадо. Гонщик из Венесуэлы стал единственным пилотом, который в этом сезоне заработал штраф по сумме предупреждений – минус 10 позиций на старте. Оба болида Williams до финиша не доехали.
Сезон 2012 года, вероятно, войдет в историю как один из самых ярких и зрелищных. Часто по ходу сезона заведомо скучные гонки вдруг становились хитами Чемпионата. В этом, конечно, заслуга всех, кто работал и на заводах, и в паддоке, и, наверное, болельщиков тоже. Навскидку можно перечислить некоторые знаковые моменты сезона. По порядку, но не по значимости: завершение (уже второе, и, скорее всего, окончательное) карьеры легенды «Формулы-1» Михаэля Шумахера; блестящее возвращение в пелетон Кими Райкконена; завершение строительства нового автодрома в Остине, и первая после долгого перерыва гонка в США; Роман Грожан заработал себе редкое наказание – пропуск гонки, и вообще прославился своими неоднозначными маневрами на трассе; Фернандо Алонсо: «Я никогда не сдаюсь», и ведь не сдался; уход Льюиса Хэмилтона из McLaren. Совершенно точно можно отметить еще целую серию запоминающихся фактов и красивых моментов. На это у обозревателей и комментаторов есть целая зима. А 17 марта 2013 года Австралия примет первую гонку очередного, 64-го сезона Чемпионата мира по кольцевым автогонкам «Формула-1». Ждать не так уж и долго.
World Championship standings, round 20: Drivers: Constructors: 1. Vettel 281 1. Red Bull-Renault 460 2. Alonso 278 2. Ferrari 400 3. Raikkonen 207 3. McLaren-Mercedes 378 4. Hamilton 190 4. Lotus-Renault 303 5. Button 188 5. Mercedes 142 6. Webber 179 6. Sauber-Ferrari 126 7. Massa 122 7. Force India-Mercedes 109 8. Grosjean 96 8. Williams-Renault 76 9. Rosberg 93 9. Toro Rosso-Ferrari 26 10. Perez 66 11. Hulkenberg 63 12. Kobayashi 60 13. Schumacher 49 14. Di Resta 46 15. Maldonado 45 16. Senna 31 17. Vergne 16 18. Ricciardo 10
═
═