Реставраторы музея проделали огромную работу для того, чтобы явить миру восстановленный лик Торопецкой Богоматери.
Фото предоставлено Государственным Русским музеем
Приказом Министерства культуры от 1 января 2009 года из собрания Государственного Русского музея на длительное время была выдана уникальная древнерусская икона первой половины XIV столетия «Богоматерь Одигитрия», известная под именем «Торопецкая». Икона была передана в связи с письменной просьбой Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обращенной на имя министра культуры Российской Федерации Александра Авдеева для экспонирования ее на выставке в приделе Корсунской Богоматери при храме Александра Невского коттеджного поселка «Княжье озеро».
Функции музея или выставочного зала не может взять на себя в подавляющем числе случаев непрофессиональное сообщество людей, и об этом свидетельствует «на выставке» в храме Александра Невского буквально все. Начиная от прекрасного по условиям, но совершенно эстетически не пригодного для демонстрации иконы ящика-кассеты и заканчивая безграмотным, не учитывающим ни научных достижений последних ста лет, ни сведений исторических источников текстом аннотации об иконе «Богоматерь Торопецкая», размещенным перед храмом. В нарушение приказа Министерства культуры о временной выдаче «на выставку», с первого дня в этом тексте значилось, что «икона до 2009 года находилась в фондах Русского музея». Выходит, уже изначально был замысел в музей ее не отдавать?
Судя по отзывам паломников, так и не понявших, что это за икона, какого она времени, где и когда написана и почему лежит в кассете именно в этом месте, – цель многомесячного выставочного проекта не достигнута и в самом храме. Ежедневные наблюдения за иконой при помощи специального оборудования, передающего сигнал сотрудникам Русского музея, свидетельствуют о малочисленности посещавших храм паломников, – всего несколько случайных человек за день (что разительно отличается от заявлений, исходящих от служителей самого храма), в то время как любая выставка в крупном музее, и тем более выставка иконописи, посещается тысячами самых разных людей независимо от вероисповедания и места жительства.
Почти на год ценность памятника уникальной истории, древности, духовной значимости, равного таким иконам, как «Богоматерь Владимирская» первой трети XII века или «Богоматерь Донская» последней четверти XIV века, по достоинству сохраняемых, изучаемых и экспонируемых в Третьяковской галерее, была умалена в небольшом приделе дачного новодельного храма, находящегося при дороге сельского поселения Истринского района Московской области, украшенного безвкусным и столь же новодельным иконостасом ремесленной столярной работы, заполненным абсолютно нехудожественными иконами поточного производства фирмы, печально известной своей «дешевой» продукцией. И в этом антихудожественном пространстве в течение года и пребывал один из выдающихся по своему историческому и художественному уровню памятник древнерусской живописи и духовной культуры российского государства.
Скорейшее возвращение выдающейся по своему значению иконы в Государственный Русский музей, где икона начиная с 1936 года не только была сохранена, реставрирована, но и изучалась крупнейшими специалистами страны, благодаря которым мир и узнал об уникальном образе и памятнике искусства Древней Руси, просто необходимо. Аналогичные памятники в мире исчисляются единицами, и ни в одной цивилизованной стране просто невозможно представить себе ситуацию, при которой они могли бы быть объектом притязания коттеджной общины и даже вообще Церкви. Даже такие христианские святыни (не памятники искусства!), как Туринская плащаница, принадлежат не общине, и не Церкви, и даже не Италии, но являются центром, вокруг которого объединены международные научные институты, целью которых является выработка научной методики сохранения и изучения реликвии.
Замечательно, что для иконы была сделана специальная кассета, и мы очень рады, что в течение всех этих месяцев памятник находился в спокойном состоянии, не вызывая процессов ухудшения его сохранности. Но только специалисты прекрасно знают, что самые неожиданные эксцессы с состоянием деревянной основы и живописного красочного слоя XIV века начинаются лишь спустя многие месяцы после возвращения памятника в его обычные условия хранения, в которых он находился в течение многих десятилетий. И теперь цена временного пребывания иконы в новопостроенном храме – это необходимость дополнительного многолетнего наблюдения сотрудников музея за сохранностью бесценного экспоната, его укрепления и других работ.