Эмир Кустурица много размышляет о сходстве судеб России и Сербии.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Всемирно известного сербского кинорежиссера Эмира Кустурицу часто можно увидеть в Москве, на различных встречах с представителями православной общественности. О своем интересе к нашей стране и русской культуре Кустурица рассказывает читателям «НГР».
– Как бы вы определили общую для всех ваших фильмов тему?
– Я всегда отстаивал свой взгляд на происходящее, это мои мысли о том месте, где я родился и прожил. Это мысли о людях, живущих на Балканах. Это мысли о мосте на реке Дрина, который связывал и связывает две цивилизации, два мира – Запад и Восток. Именно здесь проходит граница между православием, католицизмом и исламом. Здесь всегда было много трагедий, много горя, много крови. Несколько войн, включая и Первую мировую, начинались на Балканах, в Сараево, моем родном городе. Я всегда старался объяснять зрителям, что же на самом деле собой представляет Югославия и Сербия и как из друзей люди превращаются в непримиримых врагов.
200 лет моя семья была оторвана от православия в каноническом смысле. И я счастлив, что теперь я часть этого мира, этой религии, которую я вновь обрел. Для меня принятие православия было не сменой веры, а ее обретением во взрослом возрасте. Я глубоко убежден, что с религией жизнь становится интереснее. К тому же через призму православия легче и глубже воспринимается славянская история и культура.
– В своих фильмах вы часто касаетесь трагической истории Балкан. Но и для России события, происходившие в Сербии, не прошли бесследно. Достаточно вспомнить русско-турецкие войны или Первую мировую войну. Что вы думаете об историческом пути России?
– Народы наших стран пережили много трагедий. Россия – та страна, куда всегда стремились захватчики – от Наполеона до Гитлера. Ваше государство с огромными территориями и природными ресурсами постоянно было лакомым куском для всех, кто приходил сюда с войнами. Страдания народов России – это огромная историческая тайна. Ведь русский народ на самом деле пережил то, что не переживал ни один народ на этой планете. Сербия тоже пережила немало людских трагедий. Мы потеряли две трети работоспособного населения. Если бы не было Первой мировой войны, то сегодня в Сербии было бы 40 миллионов человек, а не 9 миллионов, как сейчас. Это означает, что исторические обстоятельства, которые нас постоянно втягивают в эти человеческие трагедии, в эти войны, – это не вопрос хотим мы этого или нет, это наша судьба.
Другие славянские народы сумели приспособиться к историческим обстоятельствам. Те же чехи сумели найти компромисс с захватчиками. Фашисты были к ним намного милосерднее, чем к русским и сербам. А Югославия во Второй мировой попала в историческую западню. Этим воспользовалась Великобритания. Сербы выходили на улицы и протестовали против Гитлера, Черчилль дал команду всем европейцам бороться против фашистов, мешать Гитлеру в захвате Европы. Мы послушались его, и 27 марта 1941 года народ вышел на улицы. Все это организовывали британские спецслужбы, они выполняли указания Черчилля. После этого Гитлер дал приказ бомбить Югославию. Нас постоянно бомбят – и союзники по антигитлеровской коалиции в 1944-м, и страны НАТО в 1999 году.
– Что вы думаете о сложившейся сегодня мировой политической ситуации?
– Мир сегодня устроен так, что он постоянно заинтересован в войнах. Несмотря на то что в литературе войны все время осуждаются и против войн выступает большинство людей на планете, современные войны превратились в прибыльный бизнес. Это вечное предприятие, которое думает только о том, как заработать на человеческом горе. И самые главные лицемеры современного мира – это те, кто организовывает войны и одновременно финансирует антивоенные движения. Судьба человечества заплетена в тугой узел, который нельзя размотать. От войны к прибыли, от прибыли к новой войне. Так создаются капиталы и огромные состояния. Современные войны ведутся под лозунгами демократии и гуманности. И это глобальная ложь современности.
Война, в результате которой мы потеряли Косово, называлась «Милосердный ангел». Во Вьетнаме погибли 4,5 миллиона человек, в Ираке сегодня уже миллион убитых, в Афганистане ежедневно гибнут люди, и мы никогда не узнаем настоящих цифр. Это говорит о том, что капитализм – это главное военное предприятие. Если бы ангел спустился с небес и сказал Бушу, что войн больше не будет никогда, то все бы остались без работы. Войны дают толчок новым технологиям, они заставляют людей идти дальше. Я против войны, но сегодня это составная часть человеческой истории и его трагического развития.
– Каково ваше мнение о современной европейской культуре?
– Сегодня мир заполонили хай-тек-язычники. Это язычество не приносит пользы человеку. Современный человек находится под постоянным технологическим контролем. Но мы не можем утверждать, что сегодняшний человек лучше, чем в эпоху Ренессанса. Мы также не можем говорить и том, что человек эпохи индустриальных революций лучше или хуже нынешних «хай-тек-людей». Но главное отличие современных людей – это то, что они остались без духовного ориентира. Уникальность человека как образа Божия нивелируется в нынешнем мире. Хай-тек-человек сегодня больше склонен к биологической, а не духовной жизни. Его интересуют только материальные ценности, он – язычник технологий. И этот язычник противостоит сегодня тому человеку, который от Бога, о котором так много говорил Федор Достоевский.
Современный хай-тек-язычник – это потребитель, который не задает вечных, экзистенциальных вопросов. Он теряет свою индивидуальность и становится частью управляемой толпы. У него нет души, он готов только потреблять. К сожалению, я все чаще наблюдаю, что сегодня большинство и сербов, и россиян превращаются в таких язычников. Они живут со всеми своими технологиями в духовной пустоте. А потом, когда они начинают понимать, что в бездуховности нельзя жить бесконечно, наступает кризис. Язычник не осознает, что без Бога, без культуры, без познания самого себя как индивидуальности жить нельзя. Безбожие уничтожает душу, превращает нас в обычные биологические механизмы, потребляющие продукты, навязываемые им индустрией рекламы. В культурном плане это приводит к подражанию западным образцам культуры, причем не самым лучшим. Ведь на Западе тоже есть много качественных культурных явлений, но молодежь выбирает худшее – язычество технологий.
– Вы крестились в зрелом возрасте. Что для вас значит вера?
– Вера для меня – это стремление к тому идеалу, к той настоящей жизни, о которой я читаю в Евангелии. Когда я читаю Новый Завет, то понимаю, что все написанное в этой книге – знак того, как люди должны жить на самом деле. Это послание о том, какими должны быть мир и наша жизнь. Апостолы, которые описывали свой опыт встречи со Христом, понимали, что мир вокруг них не таков, каким он должен быть. Он несовершенен, он полон боли, человеческих страданий и потерь. И поэтому они свидетельствовали о том, Кто раз и навсегда изменил ход мировой истории, о Христе, победившем смерть.