Герои произведений Сергея Лукьяненко нередко балансируют на грани жизни и смерти, и естественно, что в таком положении они задумываются о Боге.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вопрос о том, как возникает религия, мучит человека уже не одну сотню лет. Как известно, некоторые религии являются творением исключительно «рук» человеческих. Но не всякий способен «выдумать» религию – для этого надо обладать талантом. Как возникают подобные «искусственные» религии и насколько трудно их создание? С этими вопросами мы обратились к человеку, которому не раз приходилось быть «творцом идей», правда, исключительно в выдуманных мирах, – это известный отечественный писатель-фантаст, автор знаменитой серии про «Дозоры» Сергей Лукьяненко.
– Сергей Васильевич, как вы считаете, насколько важно наличие религиозного компонента в фантастической литературе?
– Как вам известно, вопрос религии, вопрос Бога существовал в литературе всегда – он был и остается одним из наиболее интересных вопросов для человека. Фантастика в этом плане не исключение, скорее наоборот – этот жанр литературы имеет некоторые преимущества в обсуждении темы религии. Ведь фантастика по своей сути не связана никакими ограничениями и может позволить себе любое конструирование реальности, включая версии, что Бог есть или же что его нет, и размышления о том, кто, собственно говоря, этот Бог. Существует такое направление, как христианское религиозное фэнтези. Самый характерный пример – это, конечно, же книги Льюиса про Нарнию, да и не только про нее, которые являются характерным образцом христианской фантастики: она интересна и сама по себе, и в плане ее религиозной составляющей. Большое количество российских авторов сейчас в той или иной степени работают в этом жанре. Естественно, и за рубежом тема Бога в фантастической литературе всплывает неоднократно, причем одинаково легко и в фантастике сказочной – фэнтези, и в научной. То есть некоторые авторы пытаются изучать этот вопрос с научной точки зрения. Ведь вопрос «есть ли Бог?» напрямую связан с такими волнующими человека темами, как жизнь после смерти, смысл нашего существования и так далее. А эти вопросы не просто интересные – ответ на них принципиально важен для человека.
– А какую роль в вашем творчестве играет религия? Не ваши личные воззрения, а тот религиозный элемент, который вы вносите в создаваемый мир.
– Для меня это прежде всего возможность с разных ракурсов посмотреть на наш мир, на людей. У меня, конечно, же есть вещи, где темы религии принципиально обходятся. Например, вся серия про «Дозоры» сознательно лишена упоминаний о Боге. То есть это выведено как бы за скобки, поскольку конструировать этот мир и вносить в него еще и элемент веры мне показалось уже неким излишеством. Скажем так – для данной вещи я в Боге не нуждался.
– Но ведь в «Дозорах» присутствует некая дихотомия – светлое и темное начало и как-то уравновешивающее их третье, нейтральное┘
– Да, но там другой вопрос. Это проблема добра и зла, которая напрямую на тему Бога не выходит. У меня есть одно произведение, которое весьма религиозно. По сути, это даже религиозная альтернативная история. Я имею в виду книги «Холодные берега», «Близится утро». Конечно, основной мотив этой книги, с точки зрения религиозного человека кощунственен. Завязка ее в том, что Христос погибает в младенчестве, а его место занимает обычный человек, который пытается в меру своих сил, пользуясь поддержкой Бога, сделать то, что должен был осуществить Христос. Поэтому книга вызывает у верующих людей реакцию достаточно противоречивую, но лично для меня это была весьма религиозная вещь. У меня есть несколько фантастических произведений, в которых тема Бога, тема создателя Вселенной рассматривается с других точек зрения. Это «Линия грез», «Императоры иллюзий»... Иными словами, я, как и, наверное, любой другой автор, естественно, обращаюсь к этой теме.
– А вообще это трудно – конструировать религию?
– Религию нетрудно конструировать, если ты не связан своими внутренними ограничениями. До того момента как я счел, что я по своим убеждениям православный христианин и крестился, мне это, естественно, было делать проще. Ведь тогда у меня не возникало противоречий между моими личными взглядами и тем, что я хотел описать в книге. А конструировать – очень легко. На самом деле в мире существует такое количество религий, что выдумать что-то новое очень трудно – встречаются настолько экзотические воззрения, что поражают и воображение фантастов.
– В самом начале вы говорили о таком виде фантастического жанра, как христианское фэнтези. А вы сами пользуетесь каким-то клише или каркасом существующих религий для создания чего-то нового или предпочитаете начинать с нуля?
– Опять же это по-разному. Если я рассказываю о современности, о нашей жизни, то, естественно, я использую существующие религии. Если же я говорю о каких-то вымышленных мирах, вымышленных ситуациях, то тогда, само собой, надо что-то конструировать. У меня, например, есть книга «Спектр»: одна из ее частей как раз посвящена вопросу не то чтобы сравнения, а скорее описания разных религий, описания мира, где происходит некоторая попытка найти истинную веру, найти истинное понимание Бога. По большей части в книге, конечно же, идет некое фантазирование, но я отталкиваюсь от существующих религий.
– А при создании нового мира насколько важно дополнить картину некоторой религией? Или же бывает так, что лучше оставить духовную жизнь персонажей за скобками?
– По большому счету тема религии будет всплывать так или иначе в любой вещи, потому что религия составляет достаточно важный пласт жизни людей и во многом определяет их поведение. Соответственно, если мы пишем о людях в каких-то экстремальных, тяжелых жизненных обстоятельствах, а фантастика очень часто изучает именно такие моменты, то, скажем так, обращение или необращение людей в Богу, к вере – это неизбежный момент. Его можно обходить, но это будет некий элемент ненатуральности, фальши. Есть такое известное выражение, что атеистов в окопах под обстрелом нет. Фантастика как раз и рассказывает про людей, которые так или иначе находятся «в окопах под обстрелом», и делать вид, что все эти люди ни разу не задумывались о Боге, о жизни и о смерти – мне кажется, это будет не совсем верно.