0
1865
Газета Арт Интернет-версия

18.01.2006 00:00:00

На маршрутке к персту Будды

Дмитрий Никитин

Об авторе: Дмитрий Евгеньевич Никитин - этнограф и путешественник.

Тэги: будда, сиань, китай


Сиань - столица провинции Шэньси и крупнейший город на северо-западе Китая. В древности он был столицей Поднебесной и начальным пунктом Великого шелкового пути. Здесь сохранилось множество достопримечательностей и памятников старины. Среди них руины Баньпо - стоянка матриархальной общины. От нее нас отделяют более 6000 лет, терракотовые фигуры воинов и коней из гробницы императора Циньшихуана, которым уже 2200 лет. Все это, безусловно, привлекает не только туристов, но также десятки и сотни тысяч паломников-буддистов. Они едут сюда, чтобы поклониться величайшей святыне - персту Будды.

Легендарная пагода и ее святыни

В 115 км к северо-западу от Сианя находится небольшой поселок Фамэньчжень (уезд Фуфэн). Таких селений в Китае сотни тысяч, но именно этот поселок широко известен в буддийском мире. На его территории высятся храм Фамэньсы и старинная пагода Фамэнь, в крипте которой хранятся чтимые реликвии Будды. 9 ноября 1988 года, в день поклонения останкам Будды Шакьямуни, храм Фамэньсы открыл свои врата для паломников.

Ближайший к этой пагоде - город Баоцзы; из Сианя до него можно доехать на поезде. Потом паломники пересаживаются с автобуса на автобус или ожидают попутного транспорта. К пагоде Фамэнь ежедневно направляется поток пилигримов, а спрос рождает предложение. К восьми утра на площади перед железнодорожным вокзалом толпа людей.

Здесь, напротив старинной крепостной стены, разместилась автобусная площадка. Междугородный вокзал чуть в стороне, а с площадки отправляются небольшие верткие автобусы, обслуживающие пригородные линии. На пути к площадке дежурят мотоциклисты (подбросят в любую точку города), поденщики-маляры с кистями, прорицатели, гадалки и нищие.

На лобовом стекле автобусов - название конечных пунктов. Что касается поселка Фамэньчжень, то туда готовится в путь добрый десяток автобусов, набитых паломниками. На подходе к площадке на путников набрасываются посредники, и каждый тянет пассажира к "своему" автобусу. Выбираю тот, где свободно переднее сиденье, рядом с водителем. Гостю-иностранцу в Китае почет и уважение. Шофер не трогает с места, выжидает, когда в салоне будет полный "комплект". А пока есть время освежить в памяти историю знаменитой пагоды и ее святыни.

В старинных китайских летописях говорится, что в конце V века останки Будды были положены в склеп, находящийся под пагодой на территории храма. Это указывает на то, что храм Фамэньсы был построен еще до V столетия. Другие источники относят время основания храма к концу династии Хань, то есть к II веку. В Танскую эпоху (618-907 гг.) Фамэньсы становится императорским храмом и переживает свой расцвет.

В 631 году при правлении танского императора Тайцзуна начальник округа Цичжоу открыл подземный склеп для показа останков Будды. Тысячи монахов и простых верующих приходили сюда, чтобы взглянуть на них. Впоследствии некоторые танские императоры перевозили останки Будды из храма в свои императорские дворцы в тогдашних столицах - Чанъане или Лояне и по случаю этого устраивали пышные церемонии.

В 819 году известный литератор Хань Юй (768-824 гг.), служивший при дворе, в своем докладе императору Сяньцзуну выразил недовольство большими торжествами проводов и встреч останков Будды, ложившимися тяжким бременем на население и финансы страны. Император был возмущен дерзостью вольнодумца и, понизив его в чине, послал в Чаочжоу начальником округа. В пути в Чаочжоу поэт написал об этом стихотворение, выразив в нем свои чувства и мысли. После того как в 874 году император Сицзун перенес останки Будды из императорского дворца в храм Фамэньсы, склеп был закрыт, и о Фамэньсы постепенно забыли. Что же находилось в склепе - долгое время для людей было тайной.

По дороге к императорским гробницам

Наконец мы отправляемся в путь. Кондуктор вместо билета выдает каждому какую-то квитанцию, где наряду с платой за проезд значится добавочная сумма. В ходе диалога (язык жестов) выясняется, что наш автобус не просто пассажирский, а паломнический. Он не только доставит пилигримов к месту назначения, но к вечеру привезет их обратно в Сиань. По пути предстоит осмотр императорских гробниц, отсюда и дополнительный сбор: плата за входные билеты.

Наш автобус выезжает из Сианя через северные крепостные ворота. Мы проезжаем 40 км по широкой 4-полосной автостраде, затем поворот на проселочную дорогу. Еще 5 км пути по грунтовке, и автобус подъезжает к ограде с надписью "Mao ling" (Гробница Мао). Но это совсем не то, о чем можно подумать. Тело "любимого вождя и учителя" покоится в мавзолее на площади Тяньаньмэнь в Пекине. А наш "Мао" - это название погребального комплекса императора By, самого могущественного правителя династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Он скончался в 87 году н.э., и над местом его погребения высится 47-метровый холм.

Продолжаем движение по сельскому тракту. По обеим сторонам дороги бескрайние кукурузные поля. На 85-м километре пути еще один мемориал: высокий холм отмечает могилы императора Гаоцзуна и императрицы Ву. Посетителей, движимых "любовью к отеческим гробам", встречает двойной ряд животных, высеченных из камня, а затем 61 статуя высших сановников императорского двора.

На самом холме две 6-метровые каменные стелы и большие группы безголовых чиновников (в прямом смысле слова - время пощадило только туловища). Идет дождь, пасмурно. Вся надежда на то, что тучи разойдутся при въезде в Фамэньчжень.

Главная достопримечательность

115-й километр шоссе. Впереди высится знаменитая 13-ярусная пагода Фамэнь. В апреле 1987 года при расчистке фундамента пагоды с целью ее реставрации археологи обнаружили подземный склеп. Пол внутри был усыпан медными монетами.

Было найдено около тысячи изделий из золота, серебра, фарфора, нефрита и драгоценных камней, глазурованных изделий и шелка, которые служили пожертвованиями, преподнесенными Будде танскими императорами. Эти шедевры древних мастеров имеют большую художественную ценность. Но для буддистов гораздо большую ценность имеют обретенные во время раскопок четыре пальца Будды Гаутамы из рода Шакьямуни.

Мы направляемся к храму Фамэньсы. Перед ним площадь и бульвар, гостиницы и торговые павильоны. На территории храмового комплекса выстроены павильоны "Тунфодянь" ("Медный Будда") и "Дасюнбаодянь", а также музей буддийского искусства. Но главная достопримечательность - это склеп под пагодой Фамэнь. Ступени ведут вниз, к массивной бронированной двери толщиной с ладонь. Ночью она надежно охраняет чтимые реликвии. В дневное время дверь открыта настежь, но внутри полицейский пост.

Обходим крипту по часовой стрелке. В ее центре круглый каменный столп с нишами, где за стеклом хранятся святыни - небольшие косточки - фаланги пальцев Будды. В отношении трех из них доказательства подлинности недостаточно веские, и эти реликвии, помещенные в нишах, украшены довольно скромно. Дойдя до середины склепа, мы оказываемся у небольшого "престола", уставленного приношениями: фруктами, цветами, благовонными курящимися палочками. Сбоку буддийский монах, читающий нараспев молитвенные тексты. А за стеклом в изящном реликварии тонкой работы подлинный перст Будды. Это единственный в мире уцелевший до наших дней палец Будды Шакьямуни.

Для 700 млн. буддистов мира как настоящие, так и спорные останки Будды являются бесценными сокровищами. Обнаружение этих ценностей, пролежавших под землей не менее 1100 лет, явилось целым событием и в Китае, и за рубежом. Власти провинции Шэньси приняли решение провести реконструкцию храма Фамэньсы и перестройку поселка Фамэньчжэнь. Менее чем за полтора года закончилось строительство 13-ярусной 48-метровой пагоды, музея, ворот перед храмом, а также реставрация павильонов.

В храме Фамэньсы паломники застывают перед пятью громадными позолоченными статуями Будды, включая Майтрею - грядущего Будду. Нынче на территории храма народа не так много: будний день, с утра зарядил дождь, который, похоже, будет продолжаться до вечера. Однако в праздник поклонения останкам Будды здесь собирается свыше 50 тыс. человек, а в остальное время - не менее 10 тыс. человек в день.

Духовный символ китайской нации

Теперь мой путь лежит в центральную часть Китая, к величественной горе Тайшань, у подножия которой раскинулся город Тайань (провинция Шаньдун). Гора известна на весь мир как духовный символ китайской нации. В 1987 году ее включили в перечень ЮНЕСКО "Мировое наследие". Впервые одно из чудес Китая получило такой высокий международный статус.

Гора Тайшань пользуется широкой популярностью с незапамятных времен, с ней связан богатейший пласт китайской истории и культуры. В древности гора Тайшань носила название "Дайшань", "Дайцзун". Китайские императоры совершали сюда паломничества, чтобы принести жертвы духам неба и земли.

Поднимались на гору Тайшань и многие известные мыслители и историки, в их числе Конфуций, Сыма Цянь, а также знаменитые поэты Ли Бо и Ду Фу. Много прекрасных строк посвятили китайские поэты величественной горе, многовековым соснам, водопадам, храмам Тайшаня.

Сегодня гора Тайшань - это 25 ансамблей древних сооружений, отличающихся высоким архитектурным мастерством и национальным колоритом, 200 с лишним памятных стел и более 1100 камней с высеченными на них надписями. Тайшань - это величавость, своеобразие, труднодоступная крутизна, неописуемая красота, таинственность, тишина и простор. Горный массив общей площадью 426 кв. км на востоке подходит близко к морскому побережью, а на западе граничит с рекой Хуанхэ, колыбелью китайской цивилизации.

Дворец, дарованный небом

Паломничество к вершине горы Тайшань начинается в центре Тайаня, где раскинулся грандиозный архитектурный ансамбль храма Даймяо (его другое название Дунъюемяо). Здесь останавливались китайские императоры и проводили торжественную церемонию "жертвоприношения Восточной горе", то есть горе Тайшань. Именно отсюда, считали древние, солнце начинает движение на запад.

Храм Даймяо имеет давнюю историю, он не раз перестраивался, пока не приобрел нынешние внушительные очертания. Во дворе комплекса десятки каменных стел с надписями, некоторые укреплены на спинах, каменных черепах; ротонды под черепичными шатрами, фигурные балюстрады лестниц, скульптура. Павильон Тянькуандянь, входящий в храмовый комплекс, считается уникальным. Таких древних архитектурных построек павильонного типа в Китае еще только две. Это зал Высшей гармонии в музее Гугун в Пекине и храм на родине Конфуция в Цюйфу.

Тянькуандянь ("Дворец, дарованный небом") основан в период династии Хань, перестроен в 1009 году, реставрирован в 1956 году. Он состоит из 9 палат с красными колоннами, поддерживающими кровли с золотистой черепицей. Стены украшены резьбой и фресками (панорама ритуального восхождения императорского двора на гору Тайшань, длина 54 м). Роспись на трех стенах внутри павильона, относящаяся к Сунской династии (960-1279 гг.), выполнена во внушительной и строгой манере. Она представляет большую ценность с точки зрения истории изобразительного искусства Китая и истории даосской стенописи.

К вершине горы ведут два пути - с востока и запада. Протяженность восточной дороги от мемориальной арки Дайцзунфан у подножия горы до храма Юйхуан на ее вершине - 10 км. Большинство памятников расположено по обеим сторонам гигантской каменной лестницы, насчитывающей около 6 тысяч ступеней. Вдоль нее арки, памятные павильоны, беседки, храмы, ажурные мосты над ущельями, стелы.

Десять километров в горах - совсем не то же самое расстояние на равнине. Недаром альпинисты измеряют пройденный путь не в километрах, а в часах. Паломники - не альпинисты; "очарованные странники" часов не наблюдают. Сразу же надо настроиться на то, что подъем и спуск с неторопливым осмотром святынь может занять весь световой день. А чтобы начать восхождение ранним утром, нужно добраться сюда на автобусе.

Алеет восток

На площади перед железнодорожным вокзалом - огромный бюст Мао Цзэдуна. Когда-то вождь совершил восхождение на Тайшань и встречал рассвет на вершине горы. Отсюда его знаменитое "Алеет восток". Позади бюста Мао автобусная остановка. Садимся на "тройку", и через 20 мин. автобус делает кольцо перед лестницей, ведущей к входным воротам.

Входная плата "кусачая": 80 юаней (около 10 долларов), да еще 2 юаня - страховка (в горах бывает всякое). Такой прейскурант в так называемый "высокий сезон": с мая по октябрь. А в "низкий сезон" (ноябрь - апрель) и такса пониже - 50 юаней. Зато почти во все "объекты", встречающиеся на пути, вход бесплатный. Большинство здешних храмов даосские, но есть и буддийские. А поскольку на Тайшань восходил великий Конфуций, то его последователи тоже почитают эту гору священной. После 1949 года близ лестницы, ведущей наверх, были установлены обелиски в честь китайских революционеров. Так что Тайшань - гора святая и для марксистов, и для маоистов.

Отправившись от мемориальной арки Дайцзунфан, миновав исторические достопримечательности Ванмучи, Хунмэньгун, Ваньсяньлоу, Доумугун, нужно взять чуть-чуть вправо, чтобы очутиться в живописном месте Цзиншиюй и увидеть большую каменную площадку. На ней 1400 лет назад китайские пращуры вырезали часть буддийского канона "Алмазная сутра". Диаметр каждого иероглифа, выполненного в стиле китайского древнего письма "лишу", 50 сантиметров. До нашего времени сохранилось более 1300 таких иероглифов.

Возвратимся назад и поднимемся вверх по ступеням. В одном из залов буддийского монастыря с ярко-красными стенами раздаются звуки, напоминающие шелест ветра и журчание ручья. "Заводь черного дракона" - так называется самый красивый водопад Тайшаня: словно белые шелковые нити струятся под мостом. Кипарисовый тоннель выводит путника к воротам "На полпути к небу". Ворота Чжунтяньмэнь находятся на высоте 847 м, на стыке восточной и западной дорог. Здесь стоит задержаться, чтобы полюбоваться открывающимися видами.

В последние годы путь наверх значительно упростился. Если паломник в преклонном возрасте, он может воспользоваться канатной дорогой, построенной австрийско-швейцарской фирмой "Доппель-майор". Сел в люльку, и через 10 минут подъемник доставит вас почти к самой вершине.

Чудо света

Покинув ворота Чжунтяньмэнь и проследовав через беседку Усунтин, можно лицезреть горные пики, стоящие один против другого и покрытые соснами. Сосна типична для тайшанских пейзажей. Между двумя пиками сквозь клубящиеся облака виднеются ворота Наньтяньмэнь. К ним ведет крутая узкая лестница с 1633 ступеньками. Длина ее менее 1 км, а перепад высот 400 м. На крутом подъеме путники встречают небольшую пещеру с даосским святилищем. Когда-то ей посвятил свою поэму один из императоров династии Цин (1644-1911 гг.) После чего на скале были высечены строки этого "высочайшего" творения. Камнетесы поработали с размахом: каждый иероглиф величиной с 1 кв. м, а вся композиция вытянулась на 25 м в высоту и на 13 м в ширину.

Труднодоступные ворота Наньтяньмэнь - символ величественной горы Тайшань. Пройдя через них по торговой улочке Тяньцзе, проследуем к храму Бисяцы и пику Дагуаньфэн. Даосский храм Бисяцы ("Храм богини лазоревой зари") реставрирован в XV-XVI вв.

И вот мы наконец добрались до храма Юйхуан, прилепившегося к самой вершине. Камень с вырезанными иероглифами "горная вершина" и цифрой 1545 м считается самой высокой точкой горы Тайшань. Если повезет с погодой, то видны 72 пика, врезающихся, как мечи, в поднебесье, 81 ручей, нефритовыми лентами сверкающий под лучами солнца, лесное озеро, изящные старинные павильоны и беседки, как драгоценности, вставленные в зеленую оправу. На вершине часто все исчезает в тумане, и становится зябко даже летом. А зимой температура падает до 10 градусов.

Близ вершины Тайшаня - гостиница "Дайдин". При желании можно заехать туда с вечера, а утром, перед рассветом, постояльцев разбудит громкий звонок. Изумительное зрелище - восход солнца! На рассвете восток постепенно озаряется золотистыми лучами, медленно поднимается сначала бледный диск, а затем в мгновение ока солнце вырывается из плотных облаков. Действительно, "алеет восток", нравится это кому-то или нет.

Спускаться с горы можно пешком по западной тропинке, бегущей вдоль водопада Хэйлунтань и отвесных скал в виде веера. Под конец пути - встреча с древней обителью, основанной у подножия горы более 1500 лет тому назад.

В Китае с горами Тайшань связано много изречений. Например, чтобы противопоставить дело исключительной важности пустым хлопотам, говорят: "Весом, как горы Тайшань, а легок, как лебяжий пух". Выражение "Хоть и зрячий, а горы Тайшань не узнал" соответствует примерно нашему "А слона-то и не приметил".

Но туристы и паломники явно приметили Тайшань. После решения ООН от 1987 года местные власти разрабатывают дополнительные меры по сохранению этого подлинного чуда света для грядущих поколений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2152
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1392
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1035
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1356

Другие новости