- Что побудило вас возродить журнал "Искусство"?
- Скучно стало. Скучно стало не работать в "Искусстве". Скучно стало просто писать статьи в одной газете, в другой, в третьей - когда за плечами есть собственное дело, журнал "Искусство", в котором я работаю с 1985 года.
- Именно так: не "работал", а "работаю"? Несмотря на то что журнал пять лет не выходил?
- Да.
- Но ведь за это время образовалось огромное количество новых журналов по изобразительному искусству. Чем "Искусство" собирается от них отличаться, нашли ли вы какую-то свою собственную нишу?
- У нашего журнала всегда была своя ниша. С одной стороны, мы всегда занимались не только столичной жизнью, но и тем, что делается в провинции, печатали и кучу отдельных материалов, и большие обзоры.
А с другой - всегда старались по мере возможности давать вещи, интересные для зарубежного читателя. Так что мы были между зарубежными и провинциальными проблемами и при этом еще издавались в столице и рассказывали о столичной жизни. Были таким вот медиатором. Вот мы эту традицию и хотим продолжить. Но на другом уровне.
- На каком?
- Хотелось бы, с одной стороны, избавиться от тех ужасных наукообразных текстов, которые были в старом журнале, а с другой стороны - от современной... м-м... газетчины. Поскольку сейчас слово газетных критиков шумнее всего, газетный стиль очень сильно диктует культурную политику - это я и по себе знаю, поскольку в газетах проработал лет десять.
- То есть речь идет, собственно, об интонации подачи материала?
- Именно.
- И все-таки о нише. Чего из перечисленного не делает ни один из существующих журналов?
- Я не могу сказать, что мы открыли какое-то ноу-хау. "Новый Мир Искусства" тоже занимается провинциальным искусством. "Арт-хроника" занимается зарубежной художественной жизнью, и в последнее время все больше и больше. То есть каждый занимается каким-то своим направлением. А журнал "Искусство" - он многофункциональный. В конце концов он же и называется не "такое-то искусство", не "искусство и что-то еще", а просто - "Искусство". Искусство как всеобъемлющее понятие.
- И до какой степени расширительно это понятие будет представляться в журнале?
- Ну, не до бесконечности. Журнал занимается визуальными искусствами. Театра не будет, балета не будет.
- А прикладное? А книжное?
- Книжное - в смысле искусства иллюстрации, конечно, будет и книжного дизайна - тоже. Прикладное - в минимальной степени.
- Почему, собственно?
- Во-первых, хотелось бы придерживаться традиции: журнал и раньше этим не занимался. Кроме того, сейчас именно эта область как-то распалась, коммерциализировалась страшно, а нам бы хотелось заниматься искусством высшего эшелона. Может быть, это снобизм, но что поделаешь...
- Периодичность выхода журнала? Предполагаемая и реальная?
- Предполагаемая - и она же, кажется, реальная - один номер в два месяца. Сто тридцать полос. Довольно тяжелый график получается. Правда, картинок очень много, по сравнению со старым "Искусством" мы очень щедро иллюстрированы.
- В самом деле, а как выглядят старые номера по сравнению с новыми? Не только в отношении иллюстраций, а в целом?
- В целом это был советский журнал. Разумеется, в нем было много барабанной дроби, не могло не быть. Много такого, что сейчас энтузиазма не вызывает.
- Но мне как раз очень интересно показалось, как вы обыграли эту старую редакционную статью 1950 года, "Долг советских искусствоведов". Очень поучительное чтение. Или это одноразовая акция?
- Нет, это будет постоянная рубрика, "Репринт", но не всегда в ней будут такие занятные тексты. И потом, что значит "занятные" - раньше эта статья была просто страшной. Это был просто донос. А сейчас, видишь, читается, как анекдот. Вообще же мы планируем в этом разделе просто публиковать качественные статьи из старых номеров - и теоретические, и монографические, - не потерявшие актуальности. Таких много.
- А эта, первая, она что же, в качестве камертона была помещена? Показать, что было - и что стало?
- Вот именно. Так сказать, почувствуйте разницу.