Регент московского храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке Николай Васильевич Матвеев (1909-1991) стал в 1957 году первым, кто полностью исполнил цикл Рахманинова за богослужением (Синодальный хор до революции пел "Всенощную" только в концертах), а затем сделал это ежегодной традицией. Долгие годы храм на Ордынке оставался единственным местом в Москве (и, вероятно, во всем СССР), где звучала духовная музыка великого композитора.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты из комментариев Н.В. Матвеева к песнопениям "Всенощной", которые интересны и важны для правильного восприятия этой музыки, поскольку написаны не с точки зрения обычного музыковедения, а с позиций церковного регента и верующего христианина.
"ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ". Является как бы эпиграфом ко "Всенощному бдению".
"БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА". В этом произведении особенно проявилось глубокое понимание композитором текста песнопения. Солирующий альт яркой обиходной мелодией с выразительным четким ритмом повествует словами псалма о сотворении мира┘ Сольных стихов взято шесть, по числу дней творения. Легкие, прозрачные и ясные припевы без басов - это хор Небесных Бесплотных сил, прославляющих Бога за дивное устроение мира. В заключительном, шестом припеве (шестой день - день творения человека) появляется басовое звучание, словно к ангельскому хору присоединяется голос человеческий┘
"БЛАЖЕН МУЖ". В этом песнопении - несколько стихов из первых трех псалмов. В них говорится о согрешившем человеке, сознающем, что спасти его может только Господь. Эта мысль выражена через звучание теноровой и альтовой групп, поющих стихи псалмов. После каждого стиха хвалебный припев "Аллилуиа" исполняется всем хором. Припевы "Аллилуиа" построены таким образом, что с каждым припевом звучность увеличивается и через смену гармоний происходит ее постепенное нарастание, переходящее в кульминацию всего произведения - прославление Святой Троицы словами "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу".
"СВЕТЕ ТИХИЙ". В песнопении индивидуально использован Киевский роспев. В этом дошедшем до нас от первых веков христианства величественном гимне Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу композитор очень строго и сдержанно отобразил красоту и величие древнего текста.
"НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ". Песнопение написано в традиционной трехчастной форме, где первая и третья части спокойно величавые, вторая - динамично насыщенная┘ С глубоким проникновением в текст написана музыкальная фраза со словами "┘еже еси уготовал пред лицем всех людей". Это кульминация, выраженная в полифонической форме яркой мелодией, проходящей во всех голосах.
"БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ". Это песнопение на слова ангельского приветствия Преблагословенной Деве Марии написано композитором с большой теплотой и мягкостью. Распевность мелодии, легкость и прозрачность архитектоники музыкальной формы, величавость, торжественность и вместе - задушевность особенно впечатляют и создают глубокое молитвенное настроение.
"МАЛОЕ СЛАВОСЛОВИЕ". Унисонное пение начинается как бы на земле, постепенно ослабевая, растворяется в вышине, и словно бы издалека появляются звучания, имитирующие торжественный звон. Славословит земля, славословит небо, весь мир возносит радостную хвалу Богу. Здесь композитор применяет интересный музыкальный оборот - подражание любимому им колокольному звону. Это не случайная дань излюбленному приему - по Уставу в это время положен трезвон, возвещающий о начале Утрени.
"ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ". Это торжественное песнопение состоит из двух хоров. Первый хор - теноровая и сопрановая группы - легким мелодическим звучанием изображает хор Небесных сил, восхваляющих имя Господне. Второй хор - альтовая и басовая группы - поет подлинную мелодию знаменного распева, в унисон форте, ярко, в твердом, бодром ритме, - это все верующие люди на земле прославляют имя Господне. Оба хора объединяются, с тем чтобы вместе петь победное "Аллилуиа".
"БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ, ГОСПОДИ". В этом песнопении композитор, индивидуально используя знаменный роспев, сдержанно и строго, средствами музыкальной выразительности повествует о Воскресении Спасителя. Этому способствует выделение солирующих голосов, олицетворяющих голоса Ангела и повествователя. Последние слова песнопения - "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" - напоминают отдаляющееся звучание ангельских труб.
"ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ". Это песнопение является продолжением и развитием предыдущего и призывает всех верных к поклонению и прославлению Воскресшего Спасителя мира.
"ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА". Композитор своеобразно трактует это песнопение. В отличие от большинства сочинений других композиторов, поручающих обычно исполнение текста этого песнопения, как слов Самой Божией Матери, солирующему голосу или женскому хору, Рахманинов мелодию первых двух и последнего стихов поручает басовой группе в нижнем регистре. Этим он подчеркивает особую значимость слов Божией Матери, идущих из глубины души.
"ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ". Рахманинов широко использует в этом песнопении знаменный роспев и приемы русской подголосочной полифонии. Слышим мы здесь и уже знакомое нам подражание колокольному звону. Все песнопение подано в остром ярком ритме┘ является наиболее значительным из всех песнопений "Всенощного бдения".
"ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ ПОБЕДИТЕЛЬНАЯ". Песнопение написано ярко, торжественно, в бодром ритме. Это величественный гимн Божией Матери, которым заканчивается православное Всенощное бдение.