Есть особый формат - выездной. Выставки, фестивали, биеннале и проч., которые проходят вдали от шума городского. Или, точнее, вдали от культурного шума больших городов - там, где нет места литературным кафе и галереям современного искусства, зато есть место подвигу. То есть бару "Подмосковный огонек", или Нижнекамскому шинному заводу, или птичьему заповеднику на Куршской косе...
... В деревню, к тетке, в глушь. Лето - благословенное время для передвижных выставок. Хорошая погода способствует адекватному настроению, а местные напитки и прочие увеселения, как правило, примиряют художников и критиков с отсутствием культурного контекста, вменяемой аудитории, да и вообще людей своего социального слоя. Поэтому с приближением лета кураторы ищут нераспаханные еще нивы. И, с каждым новым летом, таких нив в России больше и больше.
Современное искусство - феномен больших городов. Только там существует особая порода людей - можно назвать ее "богемой", можно придумать другое слово. Слова не важны, потому что эти люди узнают друг друга на нюх. В городах помельче "современных художников" держат за городских сумасшедших. В городах побольше они - модные персонажи: вокруг них вращается их собственный мир. Этот мир похож на гетто.
Open air и public space - ключевые слова. Они придуманы для того, чтобы художники знали, как выйти из гетто. "Открытый воздух" и "общественное пространство". Самые правильные арт-проекты сегодня делают в местах, совершенно чуждых искусству. Долой затхлые подвалы! Солнце, воздух и вода - лучшие друзья художника.
Кенигсберг, Нижнекамск, Мытищи. Три точки, где прошли самые важные "выездные" события этого лета. Русское современное искусство, смеясь, расставалось с собственной замкнутостью. Пора быть ближе к народу.