0
803
Газета Арт Интернет-версия

03.09.2002 00:00:00

Птичка моя, миграция

Тэги: калининград, проектпленэр, куршская коса


Прошел международный художественный проект-пленэр "Внутри и между: коммуникация и идентификация в современном искусстве". Место проведения - национальный парк "Куршская коса". Тема номер один - кошки, тема номер два - птички.

Кошки и птички - это не просто так себе, а символы двух проблем, общезначимых для современного мира в целом и для Калининграда и области в особенности. Инициатор проекта - Калининградский филиал Государственного центра современного искусства предложил художникам и критикам для осмысления две ситуации. Первая (птички) - ситуация миграции, ставшая одним из главных атрибутов сегодняшнего мира. Болтаются по миру люди, кочуют идеи, дрейфуют смыслы, мало кто может с уверенностью сказать, где дом его, никто не перестает надеяться этот дом обрести┘ Для Калининграда эта тема особенно остра - город в течение всей своей истории переходил из рук в руки, от завоевателя к завоевателю; последний завоеватель - советская власть, заняв в 1945 г. Кенигсберг, депортировала все местное население в Германию в трехдневный срок. В опустевший город эшелонами приехали новые жители - строители коммунизма. Все нынешние калининградцы - мигранты, и ощущение "чужой земли", ставшей землей родной, не покидает их. Воплощают его в рамках данного проекта перелетные птицы: через Куршскую косу проходят их воздушные пути, и на косе расположена орнитологическая станция "Фрингилла", где еще до революции ловили и кольцевали птиц, кольцуют и сейчас, отслеживая миграцию и осуществляя идентификацию. Идентификация, то есть поиск утраченного дома, рода и племени - вторая тема проекта (кошки). Она исходит из местной легенды: мол, кенигсбержцы, покидая город с минимумом пожитков, были вынуждены бросить на произвол судьбы своих четвероногих питомцев. И сегодняшние калининградские бродячие кошки - потомки тех, брошенных домашних, то есть единственные кенигсбергские аборигены. Такая вот гремучая смесь идей, легенд и тем была предложена к потреблению десятку художников этим летом.

Пятидневный пленэр на Куршской косе, в течение которого художники изготовляли свои работы, должен был приобщить артсообщество к древней кенигсбергской земле с ее проблемами. Половина художников, однако, приехала с уже готовыми работами; вторая же половина изрядно расслабилась на солнце, что не замедлило сказаться на конечном результате работы. Конечный результат был показан на открывшейся 3 августа выставке в Калининградской художественной галерее и сопровождавшей ее двухдневной конференции.

Первое впечатление от выставки - дежа-вю. В прогрессивном смысле. Выставка очень современная. Очень. Она успешно держит тот стандарт современности, который делает ее абсолютно интернациональной. Стерильные залы галереи. Множество разной техники. На выставке нет абсолютно ничего рукодельного. Безраздельно царят два жанра - фотография (чаще цифровая, большие цветные принты) и видео. Это, впрочем, можно объяснить "пленэрным вариантом" изготовления работ: на природе, вне мастерской, самыми верными и удобными спутниками художника оказываются фото- и видеокамера. Дежа-вю полное: в точности такая выставка могла бы иметь место в Нью-Йорке, в Токио, в Берлине, в Москве. Держа общий достойный уровень технического исполнения и экспозиционной работы, Калининград встает под знамя глобализации и мирового художественного процесса.

Содержание выставки забавно и весьма разнородно. Кошки и птицы - миграция и идентификация - присутствуют везде: где напрямую, где метафорически, а в некоторых работах - исключительно в названии.

Самый скандальный художник России Олег Кулик, прославившийся тем, что с громким лаем кусал за ноги мировую художественную элиту, вспомнил о том, что у него есть полная смыслов фамилия, и сделал видео "Кулик - это все-таки птица". Хочу заметить, что это не акция, а ремейк - в начале 90-х в акции с точно таким же названием в Петербурге, на Пушкинской, 10, Кулик летал на трапеции из окна. На сей раз художник заглянул более глубоко: кулик - птица болотная, и голый Олег Кулик, отыскав на Куршской косе небольшое болотце, радостно сигает в него, тем самым идентифицируясь с собственными паспортными данными.

Наиболее связанный с "местным" материалом проект сделал москвич Анатолий Белов. Недавно пережив личную драму - развод с женой, - он расплавил оставшееся от неудачного брака обручальное кольцо и выковал из него множество крохотных колечек, которыми были окольцованы птицы на орнитологической станции. Процесс кольцевания запечатлен на огромных цветных фото, но это скорее отказ от идентичности, чем сама она.

Китайский художник Сяо Ю представил видео о демографических проблемах на его родине. В Китае позволено иметь только одного ребенка на семью. Однако благодаря достижениям медицины пол будущего ребенка возможно узнать на ранних сроках беременности, пока еще возможен аборт. Так вот, большинство китайских семей хотят иметь сына и расправляются с будущими дочерьми еще до рождения. Большинство детей в сегодняшнем Китае - мальчики, и лет через 10-15 это станет большой проблемой. На видео Сяо Ю - сидящий на корточках голый мальчик, причем большую часть времени занимает крупный план его маленького пениса - невольной потенциальной угрозы китайскому обществу. Как относится к теме, спросите вы? В аннотации к работе: общепринятый китайский эвфемизм для обозначения пениса - "птичка".

Единственную "рукодельную" работу представила шведская группа "Ракета". Они привезли на косу свой "Отражающий остров" - семьдесят квадратных метров зеркального легкого пластика. Будучи спущен на воду Куршского залива, остров стал плавучим зеркалом, в котором отражались небо, облака и те же птицы. Выполнив в заливе свою миссию, остров перекочевал в галерею, где на нем охотно сидели зрители, а рядом крутилось видео, запечатлевшее установку и плавание острова в заливе.

"Котики" - называется работа Елены Цветаевой из Калининграда, но на ее цветных принтах существа вполне адские: котята, поплававшие в ванне и вытащенные оттуда большими мужскими руками, то ли ласкающими, то ли душащими, превращаются из пушистых милашек в растрепанных когтистых демонят. Другие, умиротворенные и взрослые кошки - в серии фотографий немца Йонаса Марона. Марон снимает кошек во всех городах, где бывает, и они превращаются на его снимках в безмолвных свидетелей и хранителей покоя города, в его "домовых".

Короче говоря, выставка скорее склонна к теме миграции и космополитизма: все, что в ней есть, - содержание, технологии, общий уровень абсолютно интернациональны. Правда, боюсь, и идентификация не заставит себя ждать: сотрудники ГЦСИ жаловались мне, что как ни сделают они выставку на какой калининградской площадке - ее через неделю закроют за пропаганду секса-насилия-и-вообще-антихудожественность, а площадка откажется когда-либо еще иметь дело с ГЦСИ. Сотрудники городской художественной галереи тоже явно привыкли иметь дело с картинами маслом, а не с радикальным видео, так что, возможно, и эту выставку не минет та же судьба. Чтоб не забывали, где живут.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3028
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3451
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2524
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4464

Другие новости