Культурный центр Нижнекамска - мечеть. Лучшее здание в городе: оно напоминает - внешне - прогрессивный прибалтийский ДК середины семидесятых. Его внутреннее пространство наполнено светом.
Город построен на пустом месте. В чистом поле между деревнями Ахтуба и Афанасьево. С 1960 года до наших дней успели поставить сотни панельных домов и два огромных завода. Шинный и нефтехим. Но пустота до сих пор дает о себе знать. Потому что вечером почти некуда сходить и почти нечего делать. Есть деньги - в ресторан "Арба" или в ночной боулинг.
Выставка современных художников здесь выглядит как десант марсиан.
Нужно работать с той средой, которая есть. Вот первая заповедь искусства "публичных пространств". Поэтому половина арт-объектов в Нижнекамске была сделана из шин. Прекрасный способ утилизации бытовых отходов. Как раз для скромного бюджета акции.
Надувной человечек поселился в доме из шин (проект Георгия Острецова). Золотой человек был целиком выстроен из шин (автор - Михаил Косолапов). Башня из шин высилась в сквере (Максим Илюхин). Так художники ответили на социальный заказ.
Но почему они ответили на него в Нижнекамске? Вот первый вопрос, который приходил в голову любому заезжему посетителю фестиваля. А потому, что на улицах чисто. Потому, что "культурная столица" в местных поволжских условиях - не там, где есть высокая многовековая культура, а там, где убирают улицы. А вслед за уборкой улиц приходит другое - потребность во внимании мегаполисов. Художники демонстрировали это внимание.
"Нижнекамск в постановлениях ЦК КПСС и других исторических документах". Примерно так звучит название раздела на одном из городских сайтов. У молодого города нет другой истории, кроме советской. И потому трамвай, который Николай Олейников превратил в исторический путеводитель, полон таких подробностей: "Нижнекамский поселковый совет зарегистрировал первых 11 новорожденных. Первый из них - Сергей Колбаса. Родился 17 июля 1961 года".
Исторический трамвай проходил мимо расписной стены. Граффити часто стирают со стен - это делают во многих городах мира. В Нижнекамск граффитистов завезли специально для того, чтобы стены раскрасить. Даже этого в городе раньше не было. Единственным украшением были до сих пор советские мозаики.
Мы возвращаемся в Советский Союз. И это совсем не плохо. В СССР были худкомбинаты - они производили килотонны искусства по местным заказам. При "жизни" худкомбинаты ругали. Практика провинциальной "халтуры" никогда не была в почете. Но сегодня, с расстояния времени, видишь: худкомбинатское монументальное искусство - это единственное, что украшает провинциальные улицы. В середине девяностых казалось, что эта практика забыта навсегда. На новом этапе ее возвращают к жизни прогрессивные кураторы. Потому что Москва уже забита искусством под завязку. Пора подумать о Колбасе. О Сергее Колбасе.
Нижнекамск - Москва