0
1672
Газета Арт Интернет-версия

06.06.2002 00:00:00

Детский лепет

Тэги: дадизм, цюрих, кельн


Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы. Ответственный редактор Клаус Шуман. Пер. с нем. С.Дмитриева. - М.: Республика, 2002, 558 с.

"Он вылупился из яйца, он свят, он скок и прыг,
Он лучший в мире козопрыг, храбрее нет бойца".

Таково поэтическое определение дадаизма, данное Гансом Арпом. На самом же деле "дада" - словечко, воспроизводящее невинный детский лепет. От этого неологизма, придуманного Тристаном Тцарой, и пошел дадаизм, одно из самых экстравагантных направлений в авангарде начала века. Превыше всего прочего дадаисты ценили именно детскую невинность и незашоренность художественного сознания, позволявшую им вынимать обыденные вещи из их привычного (автоматического) контекста.

Гордое звание дадаистов сперва закрепилось за группой художников и писателей, завсегдатаев кабаре "Клуб Вольтера". Позднее это течение стало всеевропейским и даже перекинулось за океан в США.

Бессмысленность названия была, по сути, основной стратегией движения. Случайность стала основной концепцией. Предсказать ее было нельзя, поэтому значение имел только факт. Естественно, артефакт. "Только введение случайности - после исключения системы божественного провидения - в состоянии еще подавлять удовлетворение духовных потребностей человека как существа замкнутого, чье бытие растет и ширится в видимом всебытии и вместе с ним", - писал Франц Юнг в своем дадаистском манифесте.

Главной формой выступлений дадаистов в Цюрихе были вечерние представления. Типичная вечеринка собирала толпу горластых студентов, набивавшихся в "Кабаре Вольтер" в полной готовности петь или рычать, смотря что было предусмотрено по сценарию. "Ресторан был переполнен, не хватало мест. Около шести вечера, когда еще вовсю стучали молотками и развешивали футуристические плакаты, появилась депутация восточного типа из четырех человечков с папками и картинами под мышкой, часто, но сдержанно кланяясь. Они представились: Марсель Янко, Художник, Тристан Тцара, Жорж Янко и еще четвертый, имя которого я не запомнил. Арп оказался также случайно здесь, и мы быстро друг друга поняли", - вспоминает Гуго Балль в своем "Цюрихском дневнике". Вообще ранний дадаизм в отличие от выросшего из него сюрреализма был абсолютно открытым течением, приютившим внутри себя всех и вся. Поэтому на страницах сборника под объединяющим названием "Дада" - наряду с текстами собственно дадаистов статьи экспрессиониста Кандинского, анархиста Кропоткина, футуриста Маринетти. Позднее, воюя с сюрреалистами, дадаисты ввели привилегированное членство, а сперва важен был сам "дух возмущения", а соответственно принимался всякий, кого этот самый дух захватывал.

Недостаток идеологических и художественных принципов привел к тому, что цюрихский дадаизм так и не стал ничем большим, нежели просто общественным возмущением. Тогда Ганс Арп и Софи Тойбер переехали в Кельн, где к разработке принципов дадаизма присоединился Макс Эрнст, носившийся в то время со своими художественными галлюцинациями. Под влиянием Арпа Эрнст начал создавать коллажи на основе случайных комбинаций расхожих образов, вырезанных из массовых газет и журналов. "Его тело стало ему мало. По крайней мере двенадцать раз в день он освобождается от своих старых привычек. Он заживо замуровывает в стену буквы. При помощи маленькой паровой машины приводит в движение страхи", - так писал в те годы Ганс Арп об Эрнсте ("Дадамакс"). "Каждый ребенок его знает каждый старец приветствует его благоговейно и восклицает: "А вот и Арп!", - отвечал ему Эрнст.

Именно в этот период у дадаистов распространилась практика создания readi-made, так называемых уже готовых образов, изъятых из привычного реального контекста. Это то, чем впоследствии прославится Марсель Дюшан и нью-йоркская школа дадаизма.

А в 1917 году Рихард Гюльзенбек, чьи политические взгляды совпали с политическими обстоятельствами в Берлине, прибыл из Цюриха, чтобы возглавить группу дадаистов, занимавшихся открыто политизированным искусством. Хотя обычно дадаисты отвергали политическую активность - в отличие как раз от сюрреалистов - их тревожила не просто война, но в целом кризис европейской цивилизации. Гюльзенбек издавал манифесты и журналы, некоторые из них специально предназначались для рабочего класса. А его коллеги создавали обложки и рисовали иллюстрации для вполне коммерческих общественно-политических изданий.

Этим трем этапам становления дадаизма в Европе и посвящен новый сборник, вышедший на русском спустя десять лет после первой публикации. Тогда, в 1991 году, искусствовед и куратор Клаус Шуман впервые собрал воедино все тексты, связанные с "немецко-швейцарским" дадаизмом. Здесь манифесты, статьи, воспоминания, полемика с идейными противниками, художественные произведения, поэзия - собраны все жанры и все имена, которые только можно было объединить под именем "Дада".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
2025
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3754
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
3129
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2831

Другие новости