С осовелыми глазами бегают по Москве вернисажные завсегдатаи. А все потому, что "Арт-Москва" и Фотобиеннале - два главных художественных события апреля.
Ярмарка современного искусства торжественно откроется сегодня вечером. Но год от года само торжище все менее заметно в череде некоммерческих выставок, окруживших его. На 6-й "Арт-Москве" преобладают национальные выставки. Первыми начали хорваты. Вслед за ними идут сегодня албанцы и финны, словенцы и французы, китайцы и литовцы, украинцы и шведы.
Художники всех стран, едняйтесь! Под этим девизом проходят и ярмарка, и Фотобиеннале. В Манеже - главном биеннальном зале - уйдя от финна, встретишь чеха, а француза можно походя спутать с русским. Работы разных народов перемешаны в одном большом котле. Расширить географический охват - одна из главных задач. Один из основных показателей успеха. А почему?
Современное искусство интернационально по форме. Но иногда национально по содержанию. К примеру, все используют фотографию, но вот у финнов и албанцев - разные темы и интересы. Есть общие проблемы, модные тенденции. Но интересны национальные выставки тем, что позволяют сравнить: чем шведы пока еще отличаются от китайцев? Леннарт Ольсен снимает мосты так, что сразу ясно - автор швед (по его отношению к форме - по тому же отточенному минимализму, который был знаком еще викингам). Ван Фучунь фотографирует быт китайского простонародья - так что даже вопроса о его культурных корнях нет. Их работы встречаются на выставке в Манеже.
Штампованное вдохновение. Так часто можно встретить его на выставках современного искусства. Инсталляция чеха ничем не отличается от работы какого-нибудь француза, а нижегородец повторяет то, что уже делали где-то в Чикаго. Стирание различий приводит к гибели смыслов.
Явление китайцев - самое интересное событие в апрельской артжизни Москвы. До сих пор в столице почти не было выставок современного китайского искусства. Три китайца на "Арт-Москве" и три китайца на Фотобиеннале вряд ли помогут развеять мрак неведения о великом восточном соседе. Но они по крайней мере приподнимут завесу над самой динамичной художественной школой современности. Китай - не только ватники с рынка и дешевая электроника. Это страна, где современное искусство наследует великим традициям прошлого. Чтобы учиться будущему, надо смотреть на китайцев.