Единственная концепция, которая приходит в голову при взгляде на хорватский концептуализм - вторичность. Причем как в работах "патриархов" - шестидесятников, семидесятников из объединений Gorgona, Red Peristile, "Группы Шести", так и в современных фото- и видеоинсталляциях.
Впрочем, неудивительно. Хорватия, да и вся бывшая Югославия, - самая что ни на есть Центральная Европа. С одной стороны - Запад, заманчивый Эдем свободного от всего и вся искусства - авангард, поп-арт, концепт. Отсюда, кстати, программная работа одного из хорватов, Младена Стилиновича - "орифламма" с надписью: "An artist who cannot speak English is not artist". С другой - "железная пята" Старшего брата с его соц-артом, страхом КейДжиБи и традициями авангарда. Чего стоит поклонник Малевича Йосип Ваништа, ушедший дальше своего кумира и поместивший в раму даже не квадрат, а чистый лист.
Бесконечные вариации на тему тотальной несвободы. Вроде югославского флага из лезвий "Жиллетт" или дурдомовского (того, каким там стены обивают) войлока (Свен Стилинович). Или коллаж в стиле Арбата времен перестройки ("Эксплуатация смерти", Младен Стилинович). Или красные трусы на черном фоне, очертаниями намекающем на карту СФРЮ ("Территория государства", Владо Мартек). Главное - не художественность не информативность, а протест.
По инерции протест движется и доныне - но уже с обратным знаком. Чем объясняются подписи под откровенными фотографиями топ-моделей - краткие биографии погибших партизанок Второй мировой ("Век XX", Саня Ивекович).
Еще одна, до смешного стабильная тенденция - желание художников демонстрировать самих себя в качестве артобъекта. В самых разнообразных видах и положениях. Коллективно на коленях ("Поклонение", Юлий Кнайфер). Нагишом посреди улицы ("Целуя асфальт", Томислав Готовач). С дензнаком во весь лоб ("Пение", Младен Стилинович). На лоне природы в позе ложек ("Weekend art", Александр Илич). И с окончательной откровенностью - в сопровождении подписи: "Не желаем показать ничего нового и оригинального". Изначально сей труд был единственным (!) экспонатом на выставке Горана Трибуляка в 1971 году.