"Новая Медиа (Р)эволюция" - выставка куратора Кристианы Пауль, которая стала одним из двух главных проектов фестиваля. Пауль представила компьютер как инструмент для создания фото- и видеоизображений, которые могут существовать как самодостаточные инсталляции в музее, не связанные - непосредственно - с компьютером. До Пауль, куратора Музея Уитни, все искусство, порожденное компьютером, даже в выставочном зале продолжало существовать в формате изображения на мониторе, теперь с помощью новейших DVD-технологий оно обрело формат настенной живописи, изменчивой, интерактивной, приглашающей зрителя к сотрудничеству.
"Русский пикториализм" - выставка, подготовленная РОСИЗО в сотрудничестве с дирекцией фестиваля. Это первая после 1928 года экспозиция мастеров русского пикториализма в столь представительном и полном составе за рубежом (121 работа 16 авторов). Она стала другим крупнейшим проектом ФотоФеста. Первоначально старый русский пикториализм выглядел как оппозиция новейшим технологиям. Но уже в ходе первых пресс-конференций выкристаллизовалась иная точка зрения.
Пикториальная фотография, занимавшая умы фотографов и зрителей на рубеже XIX-XX веков по всему миру, была первым радикальным вторжением нефотографических технологий в фотографию. Само появление фотографии разрушало привычное восприятие перспективы, складывавшееся под влиянием личного опыта и канонов классических изящных искусств. Пикториальная фотография, подобно импрессионизму в живописи, придала изображению пространства новое измерение - воздушность, а поверхности фотографического отпечатка - невиданную дотоле сенситивность. Новые цифровые технологии сегодня продолжают процесс разрушения линейной перспективы, превращая изображение пространства в набор цветовых точек, соединение которых в цельный образ зависит от степени подготовленности глаза зрителя.
В России пикториалисты были фотоэлитой на протяжении почти сорока лет - начиная с 1890-х. Именно они представляли Россию на международных выставках, неизменно получая награды за глубину идей и лаконичность форм их воплощения. Русские пикториалисты Алексей Мазурин, Сергей Лобовиков, Николай Андреев, Александр Гринберг состояли почетными членами различных зарубежных фотообществ, а Николай Петров был одним из признанных во всем мире экспертов по технологиям печати. Их эпоха в России закончилась в 1930-х, когда пикториализм оказался тем индивидуалистическим направлением, которое гипотетически могло нарушить ударное строительство нового искусства, замешенного на идеологии социалистического массового сознания. Пикториалистов уничтожили за "буржуазность" и "отсталость". Их лидеров - Гринберга и Улитина - ожидал ГУЛАГ. Другие были рассеяны и ушли в тень.
Пикториализм возродился в фотоклубах Советского Союза в начале 1960-х. Он противостоял фотоофициозу. Среди тех, кто пришел к пикториализму в 1970-е, был и Георгий Колосов, единственный из современных авторов, чьи произведения включены в состав выставки. Вначале интуитивно - обратившись к крестьянской теме и образам Русского Севера, мистического вместилища "русского духа", потом - сознательно, знакомясь с творчеством Андреева и Улитина, он создал "продолжение" истории пикториализма в России. Для него, как и для мастеров конца XIX - начала XX веков, пикториальная фотография стала формой духовного самосовершенствования художника, способом проникновения сквозь видимое к архетипу.
Во всем мире пикториализм, отойдя в прошлое, остался непреходящей ценностью мировой фотографической культуры. Произведения западных пикториалистов хранятся в музеях; они стали предметом исследований и коллекционирования. Благодаря выставке в Хьюстоне, возможно, и русский пикториализм вернет свое место и в истории мировой фотографии, и в истории отечественной культуры - место, утраченное в результате долгого замалчивания.
Хьюстон