Все споры о гендере в фотографии сводятся к тому, что нет фотографии мужской или женской, а есть фотография хорошая и плохая. Факт этот тем удивительнее, что никто давно не сомневается в существовании женской логики, женской прозы и женской живописи. Отсутствие женской фотографии при наличии женщин-фотографов объясняют чем угодно: "Женщина как существо эмоциональное не приемлет никакой технологии"... Да чего еще только не говорят.
C победой эмансипации в фотографию пришло много женщин. Аппаратура стала легче и проще, женщины натренировались нажимать кнопки на пылесосах и кухонных комбайнах. Научились не только стирать пыль, но и границу между чистой фотографией и актуальным искусством. Вспомнили о своей кошачьей способности видеть в темноте и стали сами печатать. Унисекс не дал женской фотографии выродиться в подобие женского романа, и в результате победил сильнейший - та, кто имела не только пол, но и свой стиль.
Сару Мун или Тину Модотти сегодня знают во всем мире. Наши фотографини (так обнадеживающе шутит великий русский язык) только начинают выходить на мировой артрынок. Ольга Чернышова представляла Россию на прошлогодней венецианской биеннале. Ни один значимый российский вернисаж contemporary art"а не обходится сегодня без Виты Буйвид, Ольги Тобрелутс, Татьяны Либерман. Все чаще можно встретить женскую подпись под снимком в газете или журнале - фэшн-фотограф Ольга Мановцева быстро и уверенно теснит признанных мастеров Локтева и Фридкеса, юный театральный фотограф Катя Цветкова - матерых гуру Баженова и Гутермана, отчаянная Ольга Чумаченко нащелкала лучшие кадры "последних героев" на Бокас-дель-Торо, а Наталью Медведеву, родившую недавно сына, коллеги до сих пор вспоминают с широко раскрытыми глазами. Самое время двигаться дальше.
Ольга Свиблова, директор московского Дома фотографии, размышляет о том, что для этого нужно:
"Я не вижу никакого женского взгляда в фотографии. Сара Мун или Лилиан Бассман теоретически более женственны, но этого никак не скажешь об Анни Лейбовиц. Я глубоко против того, что называется гендерными исследованиями, которые получают сейчас гранты по всему миру, - все это выгодный пиар вечно актуальной проблемы женского участия в социуме.
У нас есть женщины-художницы, которые по уровню ничуть не ниже, чем звезды западной фотографии - Либерман, Чернышова, Буйвид (боюсь кого-нибудь пропустить). Но для того чтобы появилось имя в искусстве, должна существовать инфраструктура, которая помогает это имя сделать. Понятно, что ни Сара Мун, ни Анни Лейбовиц не ищут деньги на каждый проект. Наши художницы (и художники тоже, здесь нет исключений) в основном только этим и занимаются.
Для того чтобы создать сегодня конкурентоспособную инсталляцию, в нее надо вложиться. Период, когда можно было пережевывать соц-арт или советский рэди-мэйд, ушел. Вкладывать нужно не только в художников, но и в кураторов, в галереи, в критиков - и только тогда говорить о достойных российских игроках на мировой художественной арене. Искусство - то же самое соревнование. В нем выигрывает не только талантливый, но и тот, кто хорошо экипирован и постоянно востребован.
Мне как куратору и директору фотомузея с женщинами работать проще. Они всегда находят способ меньше показывать свои внутренние проблемы. Анри Картье-Брессон, например, гораздо более сложный в общении человек, чем его жена Мартина Франк, тоже достаточно значимый фотограф. Но женские работы в общей массе выставок МДФ стабильно занимают не больше 25-30%".
Американка Рут Бернхард, первопроходец в жанре женского ню, аттестованная "Всемирной энциклопедией половых рекордов" (sic!) как "самая известная женщина XX века, снимающая обнаженную натуру", как-то на закате своей бурной жизни заметила:
"Если я остановила свой выбор на женской форме, то это потому, что красота была унижена и беспощадно эксплуатировалась в наш чувственный XX век. Почему-то мы испытываем потребность превратить невинную чистоту природы в греховный порок простым помыслом нашего разума.
Женщина стала мишенью всего грязного и низкого, особенно в фотографии. Поднять, возвысить, поддержать образ женщины было миссией моей жизни".
Наш не менее чувственный XXI век пока только воспитывает свою Рут. Вполне возможно, что ее будут звать Маша или Света. И женщина наконец увидит себя в самом солидарном и беспощадном зеркале одновременно - глазами другой женщины, своей современницы.
С 8 Марта вас, уважаемые фотографини.