XXI век будет началом матриархата. Уже стал. Просто не все пока это заметили.
Актуальный срез. У Гельмана - Ирина Вальдрон с выставкой "Автопортретов". Ближе к концу марта ее сменит Татьяна Хэнгслер с проектом "Warm it! Touch it!" (см. "НГ" от 23.01.02). И так от бывалого законодателя мод Гельмана вплоть до галерей "Асти" и "Юнион", вспомнивших о "женском искусстве" только по случаю 8 Марта и двух женских выставок в Третьяковской галерее. В лучших московских залах художницы занимают лучшие места.
На закате СССР Латвия была республикой победившего феминизма. Рижане стояли на невидимом пьедестале знания выше москвичей - они и рисовали чуть ярче, и в освоении авангарда продвигались чуть дальше. Лучшими из лучших в этом приморском раю казались женщины - от безвестных мастериц-рукодельниц до Джеммы Скулме, всесильной председательницы Союза художников. Теперь наконец великая латышская судьба ожидает Россию.
Москву XXI века нарисуют женщины. Хотя бы потому, что сегодня "в институте - одни девочки", - как с тоской говорит Татьяна Назаренко, профессор живописи Суриковского института. Только девочки учатся "на художника". Будущие Суриковы и Леонардо сегодня бегают на занятия в юбках. И это судьба не только России.
Посмотрим артновости. 28 февраля в Лондоне Ширана Шахбази, иранка 27 лет, объявлена лауреатом престижного Фотоприза Ситибанка (в прошлом году награду взял наш Борис Михайлов, см. интервью с ним в "НГ" от 01.12.01). С 23 февраля рисунки и коллажи Марлен Дюма выставлены в Новом музее современного искусства (Нью-Йорк). В венском Кунстхалле - старушка японка Яои Кусама. В токийском Музее современного искусства - яркая звезда 90-х Марико Мори. В Онтарио толпы собирает ретроспектива Йоко Оно (выставку летом перебросят в Сан-Франциско). И так далее, далее, далее - вплоть до Австралии (а там в Городской галерее Веллингтона - Трейси Моффет). Чтобы быть модным, нужно быть бабой. Лучше японкой.
Для размножения больше не нужен мужчина. Генетики наконец научились готовить сперму из любой клетки тела. Так что женщина запросто может оплодотворять себя сама. Но это лишь предполагаемое будущее рода людского. Искусство идет впереди биологии. На восходе новой эры художницы шагают по планете.