Нет у женского художества начала. Нет у женского художества конца. Под такими лозунгом проходят две выставки в Третьяковке. Графика - в основном галерейном здании. Все остальное - на Крымском Валу.
Представьте "Мадонну в скалах" Леонардо на "этапной" ретроспективе. Справа - Бялыницкий-Бируля, напротив - Ефрем Зверьков. Выставку можно назвать "Изображение природы в мировом искусстве". Природы (скалы, сосны и поля) - на все сто, здравого смысла - ноль целых ноль десятых процентов. Именно так выглядит экспозиция в основном корпусе Третьяковки: "амазонки авангарда" в окружении "Бялыницких-Бируль" прекрасного пола. Набирали с бору по сосенке. Не умением, но числом.
О, плакат к выставке Розы Рюсс (Рюсс - фамилия)! Песня для одичавшего филолога (один такой ходил по залам невдалеке от меня - он пристально всматривался во все без исключения картинки, восторженно подвывая себе под нос и почесывая запущенную бороду костистой рукой, наспех перевязанной серым бинтом). "Графику" открывают афиши. Например, рекламный плакат 20-томного (!) собрания сочинений Шеллер-Михайлова, бесплатно (!!) прилагавшегося к журналу "Нива": патетическая барынька в венке из пожухших листов томно топчет ножкой мускулистую мужскую руку, тянущуюся из болота. Живой повод для многотомных рассуждений о "русском эросе" или благотворном влиянии Мазоха на творчество забытых иллюстраторш. Эти антикварные раритеты достойны завалов букинистического магазина "Акция".
Что такое "графика"? Все, что сделано на бумаге? Тогда какое отношение к этому имеют фарфоровые скульптурки Натальи Данько? Они расставлены в витринах "графической" выставки. Почему "графика" выделена отдельно, а фотография нет? (хотя для понимания того, что есть феминистское искусство, фотография важнее). Различие между выставками "Женский взгляд" (в Лаврушинском) и "Искусство женского рода" (на Крымском) неуловимо. И там и сям - неуловимо непонятный принцип подбора вещей, в обоих случаях - хронологическая канва, по которой вышиты экспозиции. Канва "мужской истории" искусства. Тогда почему выставок две? Логика неуловима.
Я знаю, как навсегда отучить мужчин от искусства. Сделать выставку "Мужской взгляд". Можно так "открыть тему", что она навсегда останется "закрытой". Именно это сделала Третьяковская галерея.
Говорят, есть такое явление - "женская логика". Не встречал. Есть просто логика. И есть ее отсутствие.