- В Третьяковской галерее на большой женской выставке все сделано так, что ваши работы открывают раздел современного феминистического искусства, то есть вы стоите у его начала. А как вы сами ощущаете себя?
- Этого не было в прежние времена. Были женские выставки на Кузнецком к 8 Марта - я в них никогда не принимала участия, потому что это мне казалось немножечко неприлично - приходили тетки, объединялись по половому признаку, потому что их, дескать, в других местах не выставляют, а вот они сейчас сами... Всегда была безумная свара: один раз я пришла, увидела потных дам, голосующих, перекрикивающих, вырывающих друг у друга, и поняла, что никогда в жизни я туда больше не приду. Вообще это разделение немножечко странно... Просто время сейчас такое пришло - не случайно в Вашингтоне есть музей "Женщины в искусстве", в котором я выставлялась, причем, надо сказать, очень убедительный - всячески доказывается, что женщины ничем не хуже мужчин.
- Если взять московских художниц, вы первой начали активно рисовать собственное тело. И это совпадает со стратегиями феминистского искусства.
- Вы видели выставку Ксюши Нечитайло в Петербурге?
- Нет.
- Блистательная Ксюша Нечитайло себя бесконечно изображает, причем не любуясь собой - то с дочерьми, то без дочерей, то с друзьями, то полуобнаженной. Насколько я вспоминаю семидесятые годы, у нас действительно была очень активная группа девушек-художниц. Потом, в восьмидесятые, этого не было. А сейчас...
- Художниц полным-полно.
- Полно. Но среди нас были замечательные скульптора - Пологова, Соколова, Каленкова, Люся Сошинская, Нина Жилинская, несколько тех, кто работал посильнее любого скульптора-мужчины. А где до этого они были? Ну, Мухина, а после Мухиной ничего...
- Но в конце шестидесятых - начале семидесятых произошел социальный всплеск?
- А почему нельзя предположить, что это не социальное? Просто мера таланта и мера активности? Я не социолог, но, если хорошо посмотреть процент рождаемости мальчиков-девочек, может, что-нибудь связано с этим? После войны рождалось больше девочек, девочки в детском саду били мальчиков (смеется), в результате они к 20 годам становились сильнее...
- шли в художницы...
- ...подавили все мужское население. А теперь мы приходим в компанию, у нас мало мужчин, потому что они, несчастные, все перемерли от алкоголизма и прочих излишеств, а нам остается нести это бремя - как в войну. Можно же под это тоже подвести тяжелое военное детство.
- А если взять ваших студентов сейчас?
- Ужасно. Сейчас профессия художника никакой популярностью не пользуется. В институте - одни девочки. Большинство. Ну, конечно, попадаются мужчины, которые косят от армии. Куда-то надо поступать, и они поступают в художественный институт.
- Так что будущее искусство - исключительно женское?
- Нет, они потом рожают, слава богу, начинают стирать пеленки или заниматься младенцами - сейчас не стирают пеленки, но все равно они занимаются воспитанием, и есть надежда, что хотя бы в чем-то мужчины станут сильнее, а женщине традиционно останутся прикладные искусства - кукол делать... Обожаю. Недавно была выставка "Рождественская елка" в маленьком особнячке на Танеевых - прямо в окошко смотришь, там елочка, на елочке игрушки, все женщины - художницы, все такие рукодельницы. Вот настоящее прекрасное искусство - не нужно набивать эти холсты...
- То есть правильный образ женщины-художницы - это рукодельница?
- Конечно, она должна что-нибудь такое бисером вышивать. Конечно, это ненормально, когда женщина стоит с кувалдой и забивает какой-нибудь клин в мрамор, я видела что это такое...
- пыль...
- грязь. Бедная Нина Жилинская надорвалась на этой работе, потому что работала как ломовая лошадь... А какие ручки у скульпторов? Между прочим? Но если хочется, никуда не денешься... И потом, если по-серьезному, мы все время доказывали, что мы не хуже мужчин.
- Значит, сильным было бремя давления в художественной школе!
- Нет, не бремя давления. Это просто зависит от личности. В искусстве существует момент соревновательства. И, наверное, хотелось доказать, что ничего, что я девочка - я могу так же подтянуться на брусьях или так же перемахнуть через бревно. Так же могу написать картинку и натянуть холст. Почему мы писали большие размеры? Чтобы доказать, что мы можем все...
- что можно сделать три на пять метров...
- Запросто. И пять на десять можем, и стенку. И это нормально. Это человеческое.