Константин Устинович Черненко начинал свою карьеру "красным избачом". Была такая профессия. Культработник в деревне. Что хорошего было в советской власти, так это принудительное просвещение народа. Было, да сплыло.
Нет больше окраин. Это расхожая истина постмодернизма, которой легко верить где-нибудь в центре уютной Европы. Но посреди бескрайней Руси - сплошные медвежьи углы. Красные избы заросли бурьяном, вместо домов культуры по селам выросли ларьки с дешевой водкой.
Коломяги, Петербург. Листвянка, Иркутская область. Рускинские, Ханты-Мансийский автономный округ. Между этими пунктами на российской карте тысячи километров. Одно дело - дикий пригород Питера, другое - облюбованная интуристами байкальская пристань, и совсем иное - угол в тундре. Но есть то, что их сближает. Энтузиасты.
Марина Алексеева. Владимир Пламеневский. Александр Ятрошников. Сегодня культура в деревне развивается только благодаря безумной энергии таких людей, как они. Нет больше Компартии с "красными избачами". Есть подвижники, которые могут рассчитывать только на себя. Иногда - на поддержку местной администрации. Практически никогда и нигде - на государство.
Пора рассчитывать на себя. В больших городах бьются за гранты и грызут друг другу глотки. В деревне все проще и естественней. Нет грантов. Нет конкурентов. Можно спокойно заниматься творчеством.