От разрозненных снимков - к сериям. От единичных выставок - к масштабным проектам. Так развивалась фотография. Сегодня полоса "НГ" посвящена двум большим идеям.
"24" - программа Юрия Аввакумова. На 2 года Аввакумов запланировал 24 выставки, которые должны были полнокровно представить русскую архитектурную съемку. Весной 2002 года программа завершится в Московском доме фотографии.
Международный фестиваль "Pro Зрение" придумала Любовь Сапрыкина. Вот уже второй год в середине зимы съезжаются люди с камерами на ярмарку в Нижний Новгород. Огромный павильон целиком занимают фотовыставки.
Объединяет два проекта Игорь Мухин. Самый популярный среди галерейных завсегдатаев столичный бытописатель. "Москва light" - его выставка, которая стала одним из ярких событий программы "24". "Нижний Новгород. Лето 2001" - ключевая экспозиция 2-го Международного фестиваля "Pro Зрение". За несколько сессий в Нижнем Игорь вжился в этот город не хуже, чем в родную Москву.
Нужны музеи. Нужны деньги. Нужна стабильность. Мегапроекты возможны там, где развита инфраструктура. Там, где есть возможность постоянно вкладывать средства в культурное развитие. Еще 5 лет назад в России казалось, что советская инфраструктура разрушена навсегда, а новая так и не возникнет. Трудно было представить, что регулярные фотособытия снова начнут происходить. Но вот мы дожили до момента, когда за московским биеннале следует сибирский, за одним фестивалем - другой, еще краше, и они не умирают на следующий день после рождения. Это повод для эйфории. И иллюзий.
Новый расцвет русской фотографии. Вот чего с нетерпением ждут критики. Но пока как-то не получается расцвета. Чем больше выставок, тем яснее, что силенки слабоваты. Мало молодых. Еще меньше - талантливых. Самые яркие среди российских фотографов сегодня - это воспитанники еще советской клубной системы. Так, Игорь Мухин вышел из любительского объединения "Эрмитаж", последней из подобных групп, в которых бился живой нерв советской фотографии - от времен оттепели до эпохи перестройки. В советских клубах старые учили молодых, а молодые учились друг у друга. Эта уникальная система взаимного обучения канула в прошлое. Ей на смену пришли разрозненные коммерческие образовательные центры. Как и чему учат в современных фотошколах, читатели "НГ" смогут узнать в одной из ближайших полос "Фотоискусство".