Роберт Е. Фишер. Искусство буддизма. Пер. А. Гусева. - М.: Слово, 2001, 221 с.
Монографией Роберта Фишера об искусстве буддизма издательство "Слово" продолжает свою популярную серию "Большая библиотека". Впервые книга вышла в 1964 году в Лондоне в "Тhames and Hudson". Сейчас, когда паломничество в Индию и Японию становится все более популярной формой досуга, издание выглядит вполне актуальным и своевременным.
Буддийское искусство - это тщательно выверенное собрание образов божеств и предметов, вобравшее в себя изображения и бедно одетого наставника, и сострадательных спасителей, и многоголовых свирепых божеств, мистических образов и предметов непостижимой сложности. Ранние символические изображения (колонна, дерево, трон, колесо, животные и ступа) постепенно трансформировались в фигуры, символизирующие плодородие и приношение даров. Затем наконец появились антропоморфные образы Будды и бодхисатв. Таким образом, примерно через пятьсот лет после жизни исторического Будды содержание буддийского искусства было сформировано под влиянием фундаментальных изменений, происшедших внутри вероучения.
Главное изменение в доктрине обусловлено формированием в буддизме школы, основным постулатом которой стала вера в то, что спасение доступно для всех, а не только для тех, кто оставил мирские радости, чтобы последовать по монашескому пути. Этот раскол веры был отмечен появлением школы махаяна ("маха" - великий, "яна" - путь), которая отличалась от раннего направления, известного как "учение старейших", или тхеравада. Последователи махаяны в отличие от другой ветви буддизма придавали большое значение личной набожности, возможности спасения. Основное различие между искусством тхеравады и махаяны лежит в сюжетах. Приверженцы махаяны предпочитали изображать небесных будд и бодхисатв. Для тхеравадинов на первом месте были образы исторического Будды, Шакьямуни и его прежних воплощений, джатаки. Они рассматривались как реальный образец для подражания. Поэтому в искусстве тхеравады отдается предпочтение эпизодам, поясняющим примеры добродетельного поведения, медитации и обучения, которые открывают внутреннюю силу, необходимую для одержания победы над злом или иллюзиями. Такие символы, как дерево Бодхи и колесо Закона, определенные позы и жесты были одинаково важны для обеих школ, но акцент махаяны на трех мирах - земном, небесном и высшей небесной сфере - оказал значительное влияние на стиль и характер многих изображений.
В своем авторском предисловии Роберт Фишер рассказывает о продвижении буддизма по восточно-азиатскому региону, о постепенной адаптации различных местных культур и исконных верований. Первая глава - "Введение" - посвящена сюжетам и тематике буддийского искусства. В разделе "Буддийское искусство Азии: символы и темы" рассматриваются отдельные лейтмотивы произведений искусства: женские образы, космология, тема воды, улыбка Будды, образ льва. Далее Роберт Фишер строит свое повествование по традиционной схеме, беря отдельно взятый регион (Индия, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия), отмечая местные особенности в развитии канонов буддийского искусства. Последний раздел книги посвящен картам и глоссарию.