0
1059
Газета Арт Интернет-версия

09.08.2001 00:00:00

Парадоксы наблюдателя

Тэги: Культурология, учебник, пособие


В НАШИХ академических стенах пышным цветом цветет культурология. Рядом с ней на плодородных почвах просвещения процветает книжный бизнес. Учебникам, пособиям и всякого рода монографиям несть числа.

Наверное, и не стоило бы уже говорить о явных и скрытых недостатках, которыми изобилуют эти издания. В конце концов, сетования на методологический кризис отечественной науки об искусстве за последние пять лет превратились в самый расхожий трюизм, с которого начинается частная беседа двух малознакомых друг с другом профессионалов. К тому же все конкретные упущения и прегрешения конкретных авторов - предмет конкретной критики рецензентов. Только вот есть среди этой литературы книги, которые как частный случай рассматривать бессмысленно, но зато как явление характерное, если угодно, символическое можно (и нужно!) изучать долго и пристрастно.

Так вот. Попалась мне в руки коллективная монография, изданная в уважаемом питерском издательстве "Алетейя". Называется "Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа". Список авторов поднимает планку уважения еще на несколько уровней - сплошь доктора (среди них три кандидата) философско-филологических наук да искусствоведения. Заявленная в предисловии цель публикации многообещающа - "интерпретировать художественные процессы Нового времени как выражение сложных коллизий, происходящих с человеком в большой Истории, проливающих свет на судьбы европейской духовной культуры". Содержание также впечатляет, но в нем уже больше не очень понятных слов: "Глава 1. Художественные эпохи в культуре Нового времени: единство дискретности и контиуэта... Глава 4. Идея художественной континуальности (XVII-XX века)... Глава 8. Модификация принципов пластичности и живописности в художественном мышлении столетия..."

О непонятных словах, кстати, стоит поговорить отдельно. Меня, например, уже очень долго мучает вопрос, что имел в виду автор помещенной в этот сборник статьи "Эволюция феномена массового искусства от XVIII к ХХ веку" под "онтологизацией сферы быта и некоторых иных сторон жизни, ранее заблокированных для осознания культурой"? И что означает начальная фраза третьей главы, гласящая: "Бытие барокко, классицизма и так называемых малых стилей (неоклассицизм, неоготика, ампир и пр.) в Новое время демонстрирует прежде всего ту качественную трансформацию, которую претерпевает само внутрисмысловое значение и общекультурное назначение имперсональных, внеличностных эстетических нормативов"? От подобного нагромождения слов, к тому же сдобренных неизменными "бытием" и "онтологией", голова идет кругом. То ли еще будет, ой-ой-ой!

Такого рода тексты для студентов не подходят категорически. По двум причинам. Во-первых, весь фактический материал, весь набор памятников, текстов, звучаний и пр. отданы на откуп глобальным обобщениям, так что не очень понятно (особенно человеку малоподготовленному), в чем, собственно, заключается утверждаемое отличие классицистической трагедии от трагедийного разлада барокко и почему в качестве примера этой антитезы предъявляется лирика Пушкина и трагедии Расина, с одной стороны, и поэзия Лермонтова и драмы Гюго - с другой? Или - в другом месте - в чем именно своеобразие "линейного" понимания истории в Новое время (имеются в виду, очевидно, не только Гегель, но и его предшественники Вико и Гердер) на фоне всей христианской традиции историзма, берущей начало от св. Августина?

Однако склонность к теоретизированию - это еще полбеды. Настоящая беда заключается в том, что все эти построения слишком абстрактны. Абстрактны в том смысле, в каком, по тонкому замечанию Гегеля, мыслят домохозяйки. Ведь только для них, очевидно, "онтологическое сопоставление эстетического и до-(вне)эстетического начал - огромная самостоятельная проблема". А философы, по завету того же Гегеля, обязаны мыслить конкретно. И вот тут-то мы подступаем к самому важному.

Спору нет, культурология на то и называется культурологией, что ее базовый постулат - выявить общие, надындивидуальные закономерности развития цивилизации. Не то, чем Рембрандт отличался от бюргера, а чем они были похожи и в коей схожести они сами не отдавали себе отчета. И прав был уважаемый доктор философских наук Кривцун, когда "в основу коллективных усилий" положил "стремление выявить ментальный смысл сложных событий художественной жизни, вскрыть общекультурные измерения поисков искусства, зачастую парадоксальных, но всегда - отражающих существенные сдвиги в духовном самочувствии и мироощущении человека исторического". Проблема только в том, что этот "ментальный смысл" невозможно заловить в сети междисциплинарного синтеза, то есть, просто объединив усилия различных специалистов, загнать его как зверя, аукая со всех сторон. Проблема в том, что никто из авторов этой солидной монографии не задался вопросом: а что собственно ищется? И в какую-такую онтологию встраивается "homo culturologicus", то есть человек, над которым довлеет стихийная, неумолимая, самостановящаяся логика культуры? И есть ли в таком случае этот человек личность, понятие которой так дорого исследователям? И что подразумевается под "Историей", если гегелевский перспективизм авторов не устраивает, а уяснить некие закономерности в стихии исторических времен они все-таки стремятся?

Вот какие вопросы возникают по прочтении этой книги. Возможно, "Алетейя" найдет на них ответы. Только бы вот "бытие" не подкачало.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
784
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
501
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
332
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
472

Другие новости