0
1667
Газета Арт Интернет-версия

05.04.2001 00:00:00

Триумф Лени

Тэги: Рифеншталь, Мюллер, Хайль, Гитлер


Leni Riefenstahl - Five Lives. A Biographi in Pictures. - Kцln: Taschen, 2000, 336 p.

Leni Riefenstahl. Memoiren. - Kцln: Taschen, 2000, 927 p.

ДОЛГИЕ годы имя Лени Рифеншталь находилось в Германии под запретом. Первым нарушил этот заговор молчания режиссер Рэй Мюллер, сняв несколько лет назад трехчасовую документальную картину о жизни и творчестве Лени Рифеншталь. Вместо ожидаемого нацистского монстра с экрана зрителю улыбнулась лукавая и жизнерадостная старушка с горящими глазами, готовая поделиться и байками, и секретами мастерства. Когда Мюллер первый раз спустя много-много лет поставил ее перед камерой, Рифеншталь грустно пошутила: "Только не заставляйте меня кричать "Хайль, Гитлер!".

Много лет ее имя упоминалось лишь в одном контексте: Лени Рифеншталь была самым главным режиссером Третьего Рейха и самой влиятельной женщиной тогдашней Германии. За снятый в 1935 году "Триумф воли" (фильм о нацистском съезде в Нюрнберге) Рифеншталь сперва получает золотую медаль Парижского кинофорума, а спустя десять лет ее имя предают анафеме.

Собственно, на ее примере удобно поднимать классические и банальные вопросы о моральной ответственности художника перед народом и историей... Смешно только, почему эти вопросы не возникали в 1937 и 1939 годах, когда европейские столицы рукоплескали сперва "Триумфу воли", а затем и "Олимпии". Потому лишь, что немецкие солдаты маршировали в те времена с хозяйственными лопатами, а Гитлер не слишком далеко заходил в своей расовой теории. В таком случае встает вопрос, если вполне пристойные господа по всей Европе могли так ошибаться, то почему бы не прельститься на нацистские пироги молодой барышне, получившей при Гитлере возможность снимать сколько вздумается, не заботясь о бюджете и технических средствах. Ежели бы мы в своей принципиальности уподобились немцам, то имена Дзиги Вертова и Эйзенштейна тоже вполне могли бы оказаться на задворках нашей киноистории, не говоря уж о более мелких сошках типа Александрова и иже с ним.

Попытка обелить Рифеншталь если не перед всей немецкой нацией, то хотя бы перед киношной общественностью, уже предпринималась в конце шестидесятых годов. Тогда ее стали приглашать в качестве почетного гостя на маргинальные кинофестивали, тогда же вышел ее фотоальбом о нубийских племенах. О причинах, по которым Лени Рифеншталь так долго оставалась "за кадром", тогда предпочитали деликатно не упоминать. Не упоминали в фестивальных программах, не упомянули и в предисловии к фотоальбому. Что несказанно возмутило другую не менее популярную барышню. В своей статье "Магический фашизм" (переведенной, кстати, на русский язык) Сьюзен Зонтаг не преминула напомнить Рифеншталь обо всех ее смертных грехах, несколько раз обвинить во лжи, передернуть некоторые факты так, что Рифеншталь на глазах из живого киноклассика превратилась в лживую нацистскую сучку, плюс ко всему Зонтаг, особо не задумываясь о вескости доказательств, приделала ярлык "нацистская эстетика" к роскошному цветному альбому с 126 снимками обнаженных нубийских тел. Что так оскорбило в этих снимках Сьюзен Зонтаг, не совсем понятно. Скорее всего ее оскорбил плакат того времени, на котором красовались Лени Рифеншталь, Аньес Варда и Ширли Кларк, ее же в эту компанию не пригласили, несмотря на ее активные попытки завоевать кинематограф. Не хочется понапрасну обижать Сьюзен Зонтаг. Но своей статьей и своей суетливой влиятельностью она тогда нанесла второй мощный удар по репутации Рифеншталь. Сама Лени об этом случае говорит с улыбкой: "Как она могла... Странно. Такая интеллигентная женщина".

Осенью этого года на Франкфуртской ярмарке презентовали сразу две книги, посвященные Лени Рифеншталь. Вышел огромный альбом "Пять жизней Лени Рифеншталь", посвященный ее творчеству, и одновременно в качестве автокомментария к этому альбому были изданы "Мемуары" режиссера. Два издания с одинаковой обложкой. На ней одна из самых удачных фотографий Рифеншталь - она сама в роли крестьянской девушки Юнты в первой своей режиссерской работе "Голубой свет". В том, как оформлено издание, нет и намека на прежние упреки в адрес Рифеншталь. Пять жизней Лени Рифеншталь - это жизнь танцовщицы из труппы Макса Райнхардта, жизнь актрисы, исполнительницы главных ролей в горных фильмах Фанка и Пабста, жизнь самой знаменитой женщины-режиссера, жизнь фотографа и, наконец, жизнь фанатичного исследователя морских глубин. Здесь, пожалуй, впервые не упоминается жизнь под названием "фашизм", "нацизм", "Гитлер". При этом съемкам "Триумфа воли" в альбоме уделено довольно много место. Но это своеобразный мастер-класс, поскольку "Триумф воли" ныне принято рассматривать как классику пропагандистского кинематографа, а Олимпия вошла в десятку лучших фильмов ХХ века (согласно опросам американской киноакадемии).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
327
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
350
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
540
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
220

Другие новости