Чертова дюжина из "Табакерки" и художник / Ред.-сост. Алла Шполянская. - "Звезды московской сцены". - М.: Центрполиграф, 2000, 380 с.
КНИГА "Чертова дюжина из "Табакерки" - сборник статей, написанных в исчезающем жанре актерского портрета. Ее с интересом прочтут и поклонницы Театра под руководством Олега Табакова, и ученые театроведы. Сейчас, когда в рецензиях на спектакль критики отводят исполнителям только главных ролей в лучшем случае несколько строк, появление сборника актерских портретов могло бы показаться архаизмом, если бы не круг авторов. Возраст последних и возраст их героев схожий; книга представляет и новое поколение российского театра, и новое поколение критиков. Газетные обозреватели, корреспонденты телевизионных программ, постоянно следящие за театральным процессом, получили возможность проанализировать свои впечатления за много лет, собрать их воедино, покопаться в собственной памяти. Выбрать из мелькающего перед ними потока одну фигуру и сделать ее очертания четкими, рельефными. О многих молодых актерах "Табакерки" основательно, аналитично, в старых добрых традициях критического письма написали здесь, кажется, впервые. Тем более что среди авторов книги такие известные критики и газетные рецензенты, как Елена Ямпольская, Марина Райкина, Григорий Заславский...
"Чертова дюжина из "Табакерки" - выставка тринадцати актерских портретов. Их сближают несколько внутренних тем. Среди них - роль в судьбе артистов художественного руководителя театра, педагога, учителя. Каждая из тринадцати историй встреч с Олегом Табаковым - увлекательная завязка для разнообразных романов. Для каждого из героев книги встреча эта стала случаем, изменившим судьбу. Портрет Табакова, сложенный из мозаики высказываний, получается на удивление цельным. Самый интересный сценический партнер, педагог, наделенный даром предвидения, хозяин театрального дела, создатель театра-дома, где актеры работают с удовольствием и куда хотят возвращаться, как бы далеко ни уводила их судьба.
Книга становится своеобразной летописью "Табакерки". Портреты "вписаны" в пространство театра на улице Чаплыгина и в отрезок времени длиной более двадцати лет. В книге сохранились фрагменты праистории театра: рассказы о детской студии Табакова, воспоминания о легендарном и запрещенном спектакле "Маугли". Сейчас трудно себе представить, что первого этажа театра когда-то не было, а в помещении клуба полярника Кренкеля на улице Чаплыгина по крошечной сцене тянулась огромная труба. Для того чтобы рассказ о сценическом пространстве стал более наглядным, а может быть, чтобы избавиться от "чертовой дюжины" (среди театральных людей нет ни одного несуеверного), к портретам актеров добавлен портрет театрального художника Александра Боровского, главного художника "Табакерки" (автор статьи - Юрий Борисов). Очерк о Камий Кайоль, французской актрисе, несколько сезонов игравшей в Театре Табакова, а ныне предпочитающей нести традиции русской театральной школы на родном языке в родном Париже, - уже воспоминания, исторический документ о том, чего нынешние зрители теперь никогда не увидят. В репертуаре театра остались спектакли, в которых играла Камий, но ее роли теперь исполняют другие. Статья, лишний раз напоминающая нам об эфемерности сценического искусства, но и утверждающая ту силу, которую излучает хорошо "упакованная" в памяти театральная легенда.
Несмотря на обилие воспоминаний, книга рассказывает и о будущем. И хотя хронологически рассказ о жизни театра заканчивается спектаклем "На дне" Адольфа Шапиро, читатели узнают из книги, что Александр Боровский скоро начнет строить новый театр Олега Табакова. Возможно, в будущем книга войдет в список литературы по курсу истории русского театра, и новые поколения театроведов станут изучать по ней образ театрального героя конца XX века. Сейчас же, раскрыв ее, хочется не отрываясь прочесть не только очерки о признанных кумирах зрителей - Евгении Миронове, Владимире Машкове, Марине Зудиной, Евдокии Германовой. Не менее интересны статьи о "белом клоуне" Виталии Егорове, отчаянном авантюристе Александре Мохове, "здоровом романтике" Сергее Беляеве и отважной, как Скарлет О"Харра, Ольге Блок-Миримской. &