Вадим Гаевский. Дом Петипа. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000, 432 с., 72 л. илл.
ДЛЯ ВНУШИТЕЛЬНОГО и элегантно оформленного труда Вадима Гаевского "Дом Петипа" ключевые сигнальные слова складываются и вырисовываются сами собой. Это судьба и полет. Судьба не только Мариинского театра на Крюковом канале Санкт-Петербурга, но и судьба самого балетного искусства, искусства вообще, судьба людей, балерин и танцовщиков, их побед и неудач, судьба пророчеств, услышанных и не услышанных с театральной сцены, - и в итоге - судьба наша общая в XIX и ХХ веках, судьба мира, чаще всего погруженного в хаос, но во все времена пребывавшего в гармонии, несмотря ни на что. А полет - это и вполне реальный (к восторгу публики) полет над планшетом сцены артиста балета - у Гаевского чаще артистки, балерины; и полет как вызов все той же судьбе, полет не только и не столько тела, но души, полет над временем и пространством.
Поразительно, что из описания балетных спектаклей, сказочных, фантастических, наивных и неправдоподобных, из анализа всех этих арабесков и аттитюдов возникают образы не только завораживающе прекрасные, но вполне жизненные, рождаются мотивы и коллизии людского существования, являет себя смысл человеческого бытия. Искусство и жизнь торжествуют на страницах этой книги, не противореча друг другу.
Книга Гаевского содержит и загадки, какие-то из них разгаданы, а какие-то не разгаданы намеренно. Автор умеет говорить с читателем, умеет его интриговать и пленять - развернутыми и увлекательными описаниями, неожиданными метафорами, афоризмами и формулами, столь отточенными, что за ними маячит высокомерие, которое сразу же отменяется интонацией очень личной и тревожной. Первое впечатление, что о балете здесь рассказано все, написано исчерпывающе и с душой, подробно и прочувствованно. Хотя название вроде бы ориентирует на тематическую локальность, казалось бы, устанавливает рамки исследования, но нет: рамки ломаются с первых же страниц, круг имен расширяется, география тоже - от Санкт-Петербурга до Нью-Йорка и Парижа, от Крюкова канала до Сены и дальше...
Конечно, это разговор "о доме и вокруг", потому что о том, что вокруг, Гаевский пишет и непосредственно в связи с Домом Петипа, и руководствуясь ассоциациями очень далекими, а еще - своими обширными зрительскими впечатлениями и опытом историка-искусствоведа и обращаясь к собственной биографии. Недаром книга посвящена памяти Матвея Иофьева, товарища автора в далекие институтские, "гитисовские" годы, и несколько лет спустя, когда начинали заниматься профессией и в ней преуспели, что уже неоспоримо. Короткий фрагмент о погибшем в авиакатастрофе товарище написан сдержанно и проникновенно.
Это определение "проникновенно" приходится повторить, вспоминая и оценивая те разделы книги, где речь идет о женщинах-балеринах, о тех, кто танцевал главные партии в "Жизели" и "Баядерке", в "Лебедином озере" и "Спящей красавице". О женской жертвенности и победительности, о страсти и страдании, неутомимости, красоте, силе и слабости, драмах преодоления себя и неизъяснимой радости отказа от себя во имя другого написано поэтично и с сочувствием, патетично и утонченно. Особенно, когда речь идет о перипетиях с балетом "Жизель" и его героиней и о Никии - героине "Баядерки", и в исполнении Анны Павловой, и Марины Семеновой, и современной балерины Ульяны Лопаткиной. Автор книги, конечно же, знаток искусства, театровед самой высокой пробы, но еще и рыцарь-романтик, упоенный, восхищенный, он увлечен "метафизикой женской души" - потому-то с осуждающей иронией написано о феминизме Пины Бауш. Феминизм отвергает мифологему "прекрасной дамы", а для автора "Дома Петипа" этот миф в основе почти каждого балета, миф - балетная ткань и суть.
В творчестве балетмейстеров - героев книги, прежде всего самого Петипа, а еще Лопухова и Баланчина, наконец-то нашел разрешение давний спор между классиками и романтиками, не дававший покоя многим и многим в течение столетий. Классика не позволяет романтикам дьявольских игр, оберегает от бездны, а романтизм уводит классиков от догмы и холода рационализма, одухотворяет порядок и школу, заставляет услышать "зов неба" - именно так названа одна из глав книги. В названиях глав автор подтверждает все свои достоинства - эти заголовки емки и метафоричны, к примеру - "Озеро слез" - эпопея балета Чайковского "Лебединое озеро" на подмостках Мариинки.
В главе об актерах, покинувших "Дом Петипа" и нашедших себя вдали от Санкт-Петербурга, запоминается афористичная фраза: "Тем, кто верит в себя, покровительствуют боги". Книга написана не только с верой в искусство балета, но и в себя как летописца балетных, и не только балетных, судеб. &