Иван Хруцкий. Живопись. - М.: Искусство, 2000, 67 с.
Имя Ивана Хруцкого - тонкого, необычайно талантливого живописца - несправедливо позабыто. Лишь в 1985 году в Минске была собрана исключительная по своей полноте ретроспективная выставка картин из музеев Минска, Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы и других городов. Недавно вышел альбом "Иван Хруцкий", отпечатанный на хорошем полиграфическом уровне. В нем представлены произведения художника в разных жанрах: натюрморты, где иллюзия сливается с реальностью; портреты, где с особой выразительностью подчеркивается внутренний мир человека (особенно это чувствуется в портретах позднего периода)...
Жизнь Хруцкого несколько необычна от рождения, родился он в 1810 году в большой семье священника униатской церкви, жили очень скромно, благодаря усилиям родителей мальчика определили в прославленный тогда Полоцкий лицей, затем последовала Петербургская академия художеств, где провинциальный юноша впервые проявил свои живописные способности. Здесь он брал уроки у известного английского портретиста Джона Доу и посещал портретные классы художника А.Варнека. Немалую роль в творчестве Ивана Хруцкого сыграла голландская живопись из собрания Эрмитажа. Именно мастера голландского натюрморта привили юноше страстную любовь к этому жанру. И вот первая награда за картину "Цветы и плоды" (1836., ГТГ) - ученик Хруцкий получает серебряную медаль от самого профессора Варнека. Затем он становится свободным художником, получает еще несколько медалей, в том числе золотую, и становится академиком. Он пишет натюрморт "Плоды" (1939 г.). На картине - изобилие фруктов, больше напоминающих творения Фаберже. Художник тонко, до мельчайших деталей выписывает тот или иной плод, да и не только плод, но и каждый предмет, будь то обычный графин со стаканом или глиняный кувшин, а яркие блики света, играя с предметами, создают очень осязаемое и чувственное ощущение.
Хруцкий увлекается и жанрово-бытовыми сюжетами. Особенное влияние на него оказала популярная в те времена школа Венецианова. Лучшие картины Хруцкого этого периода: "В комнате" (мальчики, рассматривающие альбом с картинками) или "В комнатах усадьбы художника Ивана Хруцкого Захарничи Полоцкой губернии". Точное перспективное построение интерьера, где прекрасно вписываются детские фигурки, ощущение богатой игры цвета и светотени, домашний уют и полуденный покой - все это передает зрителю состояние сонливости и умиротворения.
Позднее Хруцкий увлекается искусством портрета. Его моделями становятся дети и молодые женщины, а неотъемлемой частью интерьера являются цветы, фрукты, ягоды. Позднее его портретная галерея пополняется портретами выдающихся деятелей науки, культуры, религии. Наиболее известен портрет униатского священника Викентия Лисовского (1847 г., Минск, Гос. худ. музей Беларуси), где одним только жестом сцепленных на груди рук художник выразил неистовую страсть священнослужителя... Портрет Малиновского -знаменитого историка и публициста - странное сочетание уверенности и волнения.
В 1844 году художник покупает имение Захарничи, что недалеко от Полоцка, и по своему проекту строит дом, закладывает там сад, затем женится на Анне Бембовской, католичке, но жить в этом доме ему не довелось, на несколько лет он попадает в полную зависимость от архиепископа Семашко для выполнения иконостаса с двадцатью восьмью образами для архиерейского дома под Вильно, выполняет и ряд других заказов для особ духовного звания. Но самое неприятное в этой работе для Хруцкого - это опека. Преподобный Семашко вмешивался во все аспекты его работы, давая указания, как писать, и даже подбирая натурщиков.
Еще позднее Хруцкий увлекается и пейзажной живописью. В Петербургский период он пишет много пейзажей, но его привлекает не суета столичной жизни и не величественная архитектура, а тихие уютные уголки парковой природы ("Вид на Елагин остров в Петербурге").
В новом издании, посвященном творчеству Ивана Хруцкого, представлены наиболее известные его работы разных периодов и жанров.