"Поле битвы: Земля" (Battlefield: Earth ), США, 2000 г. Режиссер: Роджер Кристиан. В ролях: Джон Траволта, Форест Уитакер, Барри Пэппер, Ким Коатс.
Продюсерский дебют Джона Траволты оказался хуже некуда: его научно-фантастический проект "Поле битвы: Земля" постиг полнейший провал. Фильм в лучшем случае может вызвать гомерический хохот, а в худшем - презрительное недоумение. Вопрос о покрытии бюджетных расходов даже не стоит, вопрос в том, как спасти репутацию, когда твоя картина удостоилась звания худшей в истории кино. Тем не менее Траволта с маниакальным упорством уже заявил о том, что будет снимать продолжение. Откуда такой фанатизм? Упрямство разобидевшегося миллионера или же...
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что этот культовый голливудский актер является активным членом Церкви сайентологии - опасной тоталитарной секты.
В конце 40-х годов отставной лейтенант военно-морской пехоты США, будущий создатель сайентологии Лафайет Рон Хаббард делится в разговорах со знакомыми мыслью о том, что лучший способ разбогатеть - это сделаться основателем своей собственной религии. Дела не отставали от слов - в мае 1950 г. он в очередной раз сменил профессию, став пророком нового учения - дианетики, или "науки о душевном здоровье". Позднее из этой "технологии духовного исцеления" развилась целая религия - сайентология, по словам ее создателя, предназначенная для того, чтобы указать человеку дорогу к счастливой жизни без страха, боли и насилия. Практическим же воплощением этой "прикладной религиозной философии" стала агрессивная тоталитарная секта, стремящаяся к полному контролю над сознанием и жизнью своих адептов и не гнушающаяся при осуществлении своих целей методами откровенного террора.
Нам особенно будет интересен тот факт, что к моменту создания своей "Церкви" Хаббард попробовал силы в самых различных областях: от работы военным цензором на почтамте до организации геологических экспедиций. И несмотря на то что хоть сколько-нибудь выдающихся результатов он нигде не достиг, недостаток таланта с излишком компенсировался предприимчивостью и буйной энергией. В конце 40-х годов он дебютировал на ниве научной фантастики, но оказалось, что для написания талантливых книжек требуется нечто большее, чем желание получать большие гонорары.
Фильм Траволты - своеобразная дань ученика учителю, ведь сюжет "Поля битвы" основан на результате литературных экспериментов Хаббарда - на десятитомном графоманском эпосе "Миссия: Земля". Так что убожество сюжетной линии картины является прямым следствием несовершенства самой книги. Известно, что при создании космогонической концепции своей квазирелигии Хаббард использовал идеи из своих же фантастических романов - от псевдонаучной терминологии до полубредовых сайенсфикшновых реалий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что "Поле битвы" может помочь прояснить работу некоторых механизмов дьявольской машины, запущенной полвека назад.
Картина мира, которую мы видим на экране, прекрасно отражает мироощущение сайентологов: горстка чудом выживших людей, возглавляемая непобедимым героем-сверхчеловеком, противостоит нападкам и гонениям со стороны агрессивных демонических сил. В секте активно культивируется подобное отношение к окружающему миру: оно позволяет полнее контролировать завербованных и открывает новые каналы давления на их сознание. Зная резко враждебное отношение хаббардистов к психотерапии, психоанализу и вообще ко всем системам, нарушающим дианетическую монополию на спасение душ, становится понятным имя пришельцев-поработителей - сайклосы (по-английски psychlos, тот же греческий корень, что в слове психология и т.д.). Кто является прообразом всесильного спасителя человечества, тоже вполне понятно. Хаббард любил чувствовать себя властителем душ человеческих и в книгах нередко изображал себя в этой роли. Как известно, карьерное продвижение внутри секты было возможно только лишь в случае безоговорочного подчинения ему лично, а на последних, тайных уровнях посвящения адепт узнавал "великую" истину, что Хаббард является творцом вселенной и всего в ней живущего.
Жесткая система контроля и подавления, выработанная в Церкви сайентологии, фактически сводят на нет критическое восприятие действительности среди своих членов. Весь зловещий абсурд уродующей психику "технологии самосовершенствования" очевиден только со стороны. Я далек от мысли, что Траволта настолько втянут в эту систему, что полностью потерял чувство реальности. Однако он, видимо, в достаточной степени приобщился к наследию своего учителя, чтобы лишиться способности воспринимать его критически. И именно с этим связано его настойчивое желание "осчастливить" человечество продолжением фильма.
На Западе было много страхов по поводу зомбирования 25-м кадром. Они вряд ли оправданны - в противном случае "Поле битвы" наверняка получило бы больший успех. Да и до уровня грозной сайентологической агитки фильм явно недотягивает - слишком уж все вяло, расплывчато, да и просто неумно. Неудачная попытка популяризировать наследие знаменитого лжепророка - не больше. Так что до полноценного прорыва в масскультуру хаббардистам еще далеко.
P.S. А все же не каждый день удается увидеть культового красавчика Траволту в роли трехметрового патологически уродливого инопланетянина, оснащенного огромными когтями, косичками-дредами и респиратором. На какие жертвы не пойдешь ради учителя!