Американская красавица (American Beauty). США, 1999. Режиссер: Сэм Мендес. В главных ролях: Кевин Спейси, Аннет Бенинг.
В НОМИНАНТЫ самого престижного американского действа, как известно, не попал ни последний фильм Кубрика "Широко закрытые глаза", ни скандальный "Бойцовский клуб" - две культовые ленты истекшего года. Зато кинодебют достаточно молодого театрального режиссера получил одобрение академиков, восторженные отзывы критики и имеет небывалый зрительский успех.
Американская мечта, воплощенная посредством того, что именуют "американский образ жизни", превращается в причудливое послание о безысходном, неразрешимом, тотальном одиночестве, от которого современному человеку нет спасения. Уродливые люди тычутся друг в друга, не имея ни надежд, ни упований. Из перебранок за семейным ужином, из стычек с соседями, из разговоров подруг, любовников, коллег, из наркотических и сексуальных эскапад, из аутсайдерства, эскапизма, социальной востребованности, из лжи и правды люди выходят неизменными - такими, какими они себя сделали. Загнанными лошадьми.
"American Beauty" - сорт розы, цветок, отчасти аналогичный многозначному понятию "у нее на окошке герань". Авторы фильма не намеревались вкладывать обличительный пафос в свое успешное произведение. Отсутствие намека на протест, гротеск, комедийность создает совершенно немыслимый эффект бессознательного обвинительного заключения, которое люди разных профессий трудолюбиво создают на переломе истории.
Сюжет предельно прост. С самого начала закадровый голос героя сообщает, что жить ему осталось год, о чем он, существующий в реальном времени средний американец, разумеется, пока не подозревает. Его мучат сомнения и неудовлетворенность жизнью, жена, семейные будни, скука на работе, бессмысленность бытия. Она, преуспевающая бизнес-вумен, тянущая дом, недотепу-мужа, дочь в проблемном возрасте. Дочь, ненавидящая родителей, жадно поджидающая большого пирога жизни. Ее подруга, польщенная вниманием взрослого мужчины. Соседи, подозрительные и мстительные. Цепь нелепостей, непонимания, мелкой ерунды. Герой убит. Убит так же нелепо, как и жил. Ничего не произошло. Тина сомкнулась и все так же плотно покрывает болото жизни.
Не случайно, что именно в Америке несколько лет назад с большим успехом прогремела книга под названием "Биография Бога", в которой автор убедительно доказал, что Бог давно и прочно устал от своего Творения.
Единственный не до конца тошнотворный элемент фильма - роза. И, может быть, марихуана.
Сэм Мендес снимал реальную ситуацию в стране победившей свободы, которая по прошествии четверти века со времени сексуальной, хиппианской, наркотической революции оставила подопытных там же, где они были: в рамках глубинного кризиса личности, семьи и общества. Снятый в лучших традициях соцреализма фильм - свидетельство бессмысленности социальных подпорок. Человек предельно одинок в черте собственного "Я". Сдвинуть эти границы труднее, чем ворочать судьбами, передвигать горы и совершать поступки, которые осуждаются моральным большинством.