0
630
Газета Арт Интернет-версия

25.05.2000 00:00:00

Отрада библиофила


ВО ВСЕРОССИЙСКОМ музее декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3) проходит выставка работ художника Виктора Гоппе "Онегин и др." (книги, объекты, графика, скульптура). Здесь напрашивается утверждение, что, конечно, нас, как и нашего уважаемого читателя, на этой выставке прежде всего должны заинтересовать книги, но на самом деле это не так. Работы художника Гоппе гораздо интереснее рассматривать в комплексе, и с этой точки зрения выставка организована совершенно замечательно. Выставленные вперемежку, в одних и тех же витринах книги, картинки, открытки, керамические кружки и скульптурки, деревянные кубики и коробочки подводят зрителя к мысли, что их автор во всех случаях решал одну и ту же задачу, и мы осмелимся предположить, что задача эта - поиск границ понятия "книга как предмет". Одни экспонаты эту границу пересекают, уходят через нее то в сторону чистой графики, то в сторону скульптуры; другие вроде бы к ней и не приближаются, будучи с самого начала безусловными, стопроцентными книгами; третьи, вызывающие, разумеется, наибольший интерес у публики, балансируют на самой грани. По какому признаку мы без колебаний зачисляем в разряд "книг" печатный пряник в коробке, набор глиняных табличек и головоломку из кубиков, но не включаем в этот ряд точно так же исписанные и изрисованные керамические и деревянные скульптурки? Возможно, что здесь мы следуем за самим художником. Виктор Гоппе по образованию художник-керамист, и очень вероятно, что именно это определяет его принципиально иное, чем у большинства книжных художников, отношение к книге, как, впрочем, и к любому созданному им произведению.

Вместо, казалось бы, естественного для художника вопроса "как это будет выглядеть?" художник-прикладник обязан задаться вопросом "что с этим будут делать?". Соответственно, среди объектов Гоппе книгами оказываются не те, на которых написаны буквы, а те, которые раскрываются и перелистываются; те, в которых задан какой-то - не обязательно простой - порядок чтения; те, которые иногда можно даже разделять на части, но смысл их определится только в целом... Впрочем, самого художника явно интересуют не формулировки, а процесс их поиска. Это особенно заметно не в экспериментальных его вещах, а в книгах самого что ни на есть книжного вида. Словно вопреки виртуально-компьютерному книгоизданию он работает только с реальными, ощутимыми вещами. В типографии в своем родном городе Кинешма он набирает и печатает свои книги полузабытой "высокой печатью": в отличие от современного офсета буквы с силой вдавливаются в бумагу; такой текст можно воспринять не только глазами, но и пальцами провести по странице, ощутить его материальность. Сама бумага тоже подбирается специально: не обязательно сверхдорогая, наоборот - иногда почти оберточная, с видимыми щепочками, иногда старые, с классическим старым рисунком обои, иногда даже простая типографская, но тоже старая, "вылежавшаяся", особенно хорошо воспринимающая печать. Да и сами наборные шрифты высокой печати - старого рисунка, не заезженного рекламно-журнальным употреблением, делают книги Виктора Гоппе еще более "книжными".

В графике художник не так строг ни к себе, ни к материалу, он допускает для себя самые разнообразные техники - линогравюру, офорт, литографию - соответственно и результат оказывается менее убедительным. Его узнаваемая, размашистая манера рисования, почти не меняющаяся от Пушкина до Сапгира, слишком органична для керамики, чтобы так же естественно существовать в книге.

Тем не менее книги Гоппе остаются книгами в той мере, в какой он их таковыми задумал. В отличие от многих художников этого жанра он не только экспериментатор, но и мастер. Любая его книга, даже самая немыслимая - это прежде всего профессионально изготовленный предмет. Столь же профессионально обозначает он тиражи - один, три, пятнадцать экземпляров, отдельно - подписных, отдельно - просто нумерованных... В художнической среде подобные вещи считаются снобизмом, но для книжных людей это не только предмет библиофильского тщеславия, но и знак ответственности мастера за свою работу, знак принадлежности к цеху. Так что выставка в

конце концов оказывается именно книжной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости