Philip Jodidio. Building A New Millenium. - Taschen, 1999, 559 p.
НЕТ никаких сомнений, что в популяризации архитектуры немецкое издательство Taschen совершило революцию. Во-первых, был найден идеальный формат представления объектов. Яркие внятные фотографии (вид в пейзаже, крупный план, деталь - порой размером в полосу); план и какой-нибудь экспрессивный набросок. Текста - ровно то количество, которое необходимо (и достаточно) для нормального читателя. Обязательно элемент "человечинки": краткая биография архитектора с каким-нибудь смачным анекдотом. (Понятно, что профессионалу больше нравится испанский журнал "El Croquis": более серьезный разбор объектов, больше чертежей, более подробные интервью. Но мы говорим именно о широком читателе.)
Во-вторых, блестящее структурирование темы. Персональные тома практически обо всех великих архитекторах (Палладио и Фостер, Гауди и Райт, Пиранези и Хундертвассер etc). Новинки архитектурного процесса, собранные в тома Contemporary Architects (американская, европейская, японская). 40 томов (фактически учебников) по каждой архитектурной эпохе (от пирамид до постмодернизма). Плюс - по отдельным стилям и группам (ар нуво, "интернациональный" стиль, Баухауз). Не забыт интерьер (еще дюжина томов, включая последний хит, - "Интерьеры на берегу моря"), садовая архитектура, архитекторы-дизайнеры (только что появился альбом про Старка) и, конечно, отдельные города и веси (Прага, Куба, Тоскана). В изобретении ракурсов Taschen неистощим: Вена рубежа веков, Нью-Йорк 60-х, виртуальная архитектура, "зеленая", архитектурная фотография Джулиуса Шульмана. Осталось разве что проэксплуатировать любимую тему Бенедикта Ташена и выпустить альбом "Секс в архитектуре".
В-третьих, гениальный маркетинг. Если ты только заинтересовался архитектурой - совсем необязательно покупать дорогой альбом. Можно купить календарь, постер, postcardbooks, блокнот, ежедневник. Это все, конечно, относится и к другим темам (живопись, фотография, эротика) и во всем своем многообразии завоевывает рынки всего мира. Можно с уверенностью сказать, что последние десять лет именно Taschen был в России главным источником информации о западной архитектуре, невзирая на кусачесть цен (хотя идеология издательства - это именно "дешевые альбомы по искусству"). Студенты МАрхИ приспособились покупать очередной том вскладчину и/или ксерить его, а издательство ЦентрКом взялось делать к "ташеновским" книгам вкладыши на русском языке, но потом выяснилось, что потенциальные потребители архитектурной литературы все-таки в состоянии справиться с элементарными текстами Taschen.
Последняя "новина" в этом смысле вообще бесподобна: каждое описание - не больше ста слов! Точно так же проста и структура книги: Филипп Жодидио, главный архитектуровед издательства, собрал здесь все лучшее, что было построено в мире за последние 10 лет. Винарня Херцога/де Мерона, люцернский Центр Жана Нувеля, Еврейский музей Даниэля Либескинда, Эдукаториум Рэма Коолхааса, купол рейхстага Нормана Фостера, Центр современного искусства Захи Хадид (пока, правда, проект), павильон Н2О группы NOX, киноцентр Кооп Химмельб(л)ау, церковь Марио Ботта, библиотека Mecanoo - всего 81 объект, вплоть до такой радикальной затеи, как "ресторан-аптека" Дэмиана Херста.
Подводить какие-то итоги (а равно и искать новых терминов) Жодидио не стал. Собственно, название книги - "Строим новое тысячелетие" подразумевает, что это дело будущего. Вместо каких-то концептуализаций автор просто описал новейшие тенденции, разбив предисловие самым элементарным образом: пространства для жизни, для тусовки, для движения, для выставок, для учебы и для работы. Единственный вывод, который делает Жодидио, - это абсолютная свобода современного архитектора. Свобода материалов, технологий и эстетики. Стили будут неоднократно возрождаться, но какой-то одной генеральной тенденции (кроме, естественно, экологической) уже не будет.
Это небесспорное ощущение замечательно подкрепляется внешним видом книги, которая как раз на книгу-то похожа менее всего. Почти квадратный формат, бумага бумагой не пахнет (да и обложка какая-то пластмассовая), внутри белой страницы - голубоватые "окна", в которых возникают меньшие "окна", включающие довольно непривычную информацию: какая-нибудь короткая фраза, часто - цитата из авторского описания, плюс координаты архитекторов: хотите позвонить Роджерсу? Пожалуйста: 44207-3851235. А можете мэйл скинуть, адрес - здесь же. Весь этот дизайн апеллирует, понятно, к компьютеру, и постулируемая здесь стилистическая свобода архитекторов XXI века с этим новым информационным полем прекрасно корреспондирует.
И в то же время этим альбомом Taschen утверждает, что книга и в новом веке все равно останется. Потому что нет ничего естественнее, чем взять в руки приятной увесистости том, плюхнуться у камина, завернуться в плед... (об этом, собственно, все наши глянцевые "архитектурные" журналы) - а не париться у монитора, вышаривая по Интернету, на чьем сайте компьютерная модель быстрее крутится. Потому что архитектура - это в первую очередь Дом и книга - тоже Дом.