0
1712
Газета Арт Интернет-версия

24.02.2000 00:00:00

Каверзы интерпретации


Ханс Зедльмайр. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства. Перевод с нем. С.С. Ванеяна. - М.: Искусствознание, 1999, 366 с.

ВЫБОР "Искусства и истины" в качестве зачина в трудном деле перевода на русский язык обширного наследия знаменитого историка искусства Ганса Зедльмайра можно только приветствовать. Этот сборник статей, вышедший впервые отдельным изданием в 1958 году, позволяет минимальными средствами обозначить научную позицию австрийского искусствоведа, а заодно помогает неофитам, как говорится, из первых рук получить представление об истории Венской школы искусствознания. Во-первых, "Искусство и истина" значительно уступает в объеме громоздкому "Возникновению собора" - сочинению, которое принесло автору мировую славу. Во-вторых, книга составлена из статей разных лет - начиная с 1927-го по 1950 г. - и, таким образом, отражает траекторию идейного развития исследователя. В-третьих, все ее главы посвящены одной и той же теме - проблеме сущности произведения искусства и методов его истолкования. Иначе говоря, "Искусство и истина" - это теоретическая платформа искусствоведческой практики Зедльмайра и, следовательно, условие максимально адекватного понимания двух его самых популярных работ - того же "Возникновения собора" (1950) и полемической "Утраты середины" (1948).

Как истинный представитель Венской школы искусствознания, Зедльмайр считал своей главной задачей (а впоследствии - заслугой) разработку строгой науки об искусстве, начиная с формулировки ее целей и заканчивая демонстрацией конкретных результатов. По такому же принципу выстроен и сборник, хотя последовательность глав в нем не соответствует хронологии их написания. Сначала читатель знакомится с точкой зрения автора относительно предмета и насущных вопросов истории искусства как самостоятельной гуманитарной дисциплины (статья написана в 1950 г.); затем ввергается в полемику с концепцией "художественной воли" Ригля и в дискуcсию с Дворжаком о том, в каком смысле история искусства может считаться историей духа (соответственно 1929 и 1949 гг.); наконец, углубляется в онтологию искусства и одновременно осваивает азы истолкования отдельного художественного произведения. В заключение Зедльмайр помещает две образцовые интерпретации, тем самым выводя своих читателей из теоретического лабиринта и возвращая их к центральному понятию своей методологии - непосредственному усмотрению сущности искусства в конкретном памятнике.

Теория искусства Зедльмайра действительно предстает на редкость целостной и органичной. Однако статус строгой науки ей можно приписать лишь настолько, насколько научная методология совместима с религиозными постулатами и императивами. Ибо Зедльмайр, без всякого сомнения, - религиозный, сказать точнее, христианский мыслитель (порой даже проповедник), который миссию историка-профессионала видит в диагностировании религиозного опыта различных культурных эпох (исторических форм Откровения). Отсюда - представление о том, что искусство есть форма общения человека со сферой божественного и что подлинным искусством является лишь то, которое вовлечено в религиозный культ. Отсюда - синтетический метод исторического изучения и описания произведений искусства, который сам по себе служит лишь условием возможности адекватной (единственно правильной) всецело интуитивной "надысторической" его интерпретации. Отсюда - завораживающее предположение, что понятая таким образом история искусства и впрямь близка к тому, чтобы занять "преимущественное положение среди наук о духе". Отсюда, наконец, - пафос богооставленности, которым проникнуты суждения Зедльмайра о современной ему европейской культуре. Впрочем, это уже темы других его сочинений.

Подступы к их адекватному пониманию читатель мог бы совершить уже сейчас. Однако тому, кто пожелает познакомиться с теорией искусства знаменитого венского ученого по переводу С.С. Ванеяна, предстоит решить задачу куда более головоломную, нежели самостоятельная оценка идей Зедльмайра. Сначала ему придется смысл этих воззрений восстановить.

Примеров неточностей, затуманивающих, а то и вовсе искажающих изначальный смысл текста - не один и не два, а десятки.

Подводя итоги, очень хотелось бы воспользоваться стандартной для таких случаев формулой: "несмотря на издержки, все-таки можно получить общее представление о воззрениях классика..."


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1542
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1247
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2157
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
1028

Другие новости