0
2181
Газета Арт Интернет-версия

22.12.1999 00:00:00

Подробности о главном храме страны


- ОТЕЦ ЛЕОНИД, часть общества настроена против использования при восстановлении храма иных материалов, нежели при первоначальном строительстве. Имеется в виду применение искусственных материалов, а также темперы во внутренних росписях.

- Недавно Святейший Патриарх меня отчитал, сказав, что нельзя вступать в полемику с людьми непрофессиональными и ангажированными. Все материалы, которые здесь использованы, натуральные, те же самые, которые использовались в храме XIX века. Кроме круглых тондо на фасадах, временно выполненных в стеклопластике (позже они обязательно будут сделаны в бронзе), так как просто не было ни средств, ни времени сделать их в бронзе, как это было первично предусмотрено проектом. А ведь проект никто не менял.

То, что тондо были выполнены в доломите, который разрушился через десять лет, - это беда первого храма. Сначала предложили гальванику, потом - самый дешевый материал, какой только был, - доломит. Он стоит, как гипс. Сделали барельефы. Они сейчас в бедственном положении, хранятся в Донском монастыре, и это несмотря на то, что в 1911 году скульпторы Коненков и Волнухин проводили реставрацию. Они брали жидкое стекло (полимерный материал, в то время уникальный), делали смесь с цементом и восстанавливали изъеденные коррозией поверхности барельефов.

Мы не могли пойти этим путем и вернулись к первоначальному проекту, который был высочайше утвержден императором Николаем I и святителем московским митрополитом Филаретом Дроздовым. Так что никаких новшеств мы не применили. В верхнем храме нет ни одного фрагмента искусственного мрамора - весь камень естественный. Он широко используется и в нижних помещениях: в Трапезных палатах, в Зале соборов. Но это нормально - ведь все это новодельные помещения.

Все "общественные мнения" - результат обиды людей, которые не смогли забыть о себе и о своем кошельке и заниматься только храмом. Здесь требовался титанический труд, а они думали только о своей славе. И в результате они вылетели отсюда, Бог их не потерпел.

Только что здесь была государственная комиссия, и ее оценка выше, чем можно было ожидать. Работа была проведена уникальная и по своей скорости, и по технологии. Было важно при этой скорости не утратить тех технологических приемов, которые позволяют сделать живопись долговечной. Бронзовая скульптура современного храма простоит тысячу лет. Гальванопластика постояла бы сорок лет, рельефы в доломите - десять.

Теперь наша живопись выполнена на относе восьми-двенадцати сантиметров от основания стен. Под живописными поверхностями циркулируют огромные объемы воздуха, соблюдая у поверхности постоянную заданную влажность.

Четыре раза по 22 тыс. кв. м всей росписи пришлось покрывать шпаклевками, специально разработанными для нашего храма. Это уникальная работа, и, скажем, в Америке сейчас на всех углах трубили бы о таком труде.

- Сколько всего денег было потрачено на полную отделку храма?

- Все познается в сравнении. Первый храм Христа Спасителя обошелся государственной казне в несколько десятков раз дороже. Нынешний храм строился благодаря финансовой поддержке Фонда воссоздания храма. Он включает в себя частные пожертвования, а также средства правительства Москвы, полученные в результате аукционов, повышения цен на аренду помещений для высокоплатежеспособных фирм. Что же касается конкретной цифры, то она приближается к 600 млн. долл.

- По какому принципу выбирались художественные мастерские и те коллективы, которые проводили работы по восстановлению?

- Исключительно на конкурсной основе. Было 36 коллективов соискателей на право воссоздания росписи храма. Из них выбрано 15 по конкурсу. Они создали 15 бригад по 20-30 человек в каждой. Вся работа велась под руководством Российской академии художеств и ее президента Зураба Церетели. Он сумел все это организовать грамотно, научно, что и видно по результатам. Я хочу отметить замечательного искусствоведа Любовь Ширшову, знающую всех современных художников. Она всю жизнь занималась современным искусством и знала возможности тех или иных бригад. В соответствии с этими возможностями и предлагался каждой бригаде тот или иной участок. Все с распределением согласились. Не было ни одного скандала. А вот купол расписывать все отказались, и тогда Зураб Константинович сказал как выигравший конкурс: "А я возьмусь!". Он, кстати, участвовал в конкурсе наравне со всеми, причем это был конкурс девизов. Мы на имена не смотрели. Чистота конкурса и определила качество работы, если бы конкурс был нечестный - не было бы такого храма.

- Действительно ли первое время художники работали почти бесплатно?

- Не только первое, но и последнее. До сих пор им выплачены только самые минимальные авансы. Это составляет не более 20% общей стоимости живописных работ. Более того, если бы эта работа делалась в любой другой стране мира, то она бы стоила и не 600 млн., и даже не 6 млрд. долл., а, поверьте, гораздо больше.

- Кому принадлежало последнее слово в одобрении эскизов? Вам или, к примеру, Лужкову?

- Конечно, нам. Хотя мы всегда советовались, показывая эскизы мэру Москвы. Но, надо сказать, что он этим никогда не злоупотреблял.

- Он действительно серьезно интересовался восстановлением собора?

- Да, он всем интересовался, во все вникал, но всегда слушал, что скажет Церковь и профессионалы. Он иногда давал абсолютно точные советы, как решить какие-то технические вещи. И они всегда попадали в точку, в десятку. Он великий строитель, и даже если бы он больше ничего не сделал, то все равно бы вошел в историю за один этот храм.

- Когда смотришь на росписи, создается впечатление, что они немного разностильные. Это так было и в старом храме?

- Я бы не сказал, что это разностильность. Стиль-то как раз общий. Есть небольшая разница в колорите и в тональном решении. Возьмем яркие и объемные фигуры в хорных арках. На севере и юге одной бригадой созданы два мощных живописных крыла. А на востоке фигуры написаны легко и воздушно. В восточной части основное внимание должно обращаться на иконостас и крест. Поэтому здесь хорные арки делаются на полтора тона легче. Мы специально усилили тон, потому что пройдет 20, 50, 100 лет и вся живопись "сядет" на свое место. Ну и потом мы всегда можем внести корректировку.

- Скажите, в каком режиме будет работать храм? Будет ли он открыт после 7 или 8 января каждый день? Или только по воскресным и праздничным дням?

- Я думаю, что он будет всегда открыт, но я не уверен, что это будет уже в январе. 31 декабря состоится малое освящение храма. В июле пройдет великое освящение, а до июля у нас нет полной готовности комплекса. Мы еще будем доделывать некоторые нюансы, например малые алтари на хорах. Можно сказать, что храм практически готов, остались только небольшие доработки.

- Какое количество золота пошло на убранство храма?

- Внутри примерно 9 тыс. кв. м сплошного золочения: под всеми орнаментами, под шрифтами, под символом веры в арках. Огромные потолки на севере и юге также покрыты чистым золотом. На все ушло около 150 кг чистого сусального золота.

Хочу еще немного сказать насчет росписи. Недоброжелатели обвиняют нас в том, что это не чисто масляная живопись, как было в XIX столетии, а акриловая темпера. Мы были бы счастливы расписать весь храм темперой на любой связующей основе: будь то яйцо или акрил. Главное, чтобы было прочно и пигмент был натуральным. Церковь с радостью приемлет любые достижения науки, если они не противоречат канонам и не портят качество.

- Вы говорите, что счастливы были бы расписать храм темперой, но не получилось. Почему?

- Дело в том, что Общественным наблюдательным советом была принята концепция воссоздания храма в первоначальном виде. Поэтому темперу мы могли использовать только на наиболее опасных участках, где велика вероятность повреждения, коррозии живописной поверхности, в основном около входов. Но это не более 250-300 кв. м.

- Еще один вопрос по технологии. Известно, что в старом храме была большая влажность, даже были лужи воды на полу.

- Действительно, был подсос воды потому, что не было большого подклета, храм стоял практически на грунте. Несколько ручьев, впадающих в Москву-реку в этом месте, создают неблагоприятную обстановку под храмом. В свое время, когда строили Дворец советов, то заложили гигантское бетонное кольцо толщиной 12 и шириной 16 м, которое и сейчас находится под нашим храмом. Оно перекрыло потоки, их отвели в сторону, и они сейчас уходят в Москву-реку. В центре кольца была еще комната политбюро на глубине 60 м прямо под бассейном "Москва". Она была нами полностью забетонирована потому, что нам под храмом таких памятников архитектуры сталинского времени не нужно. А комната была действующая, с телефонами. На телефонах надпись: "Помни, товарищ, телефонный разговор не обеспечивает режима секретности". Все это было вывезено и сдано в соответствующие музеи. Причем комната функционировала вплоть до последнего времени. Но теперь там чистая земля - ничего внутри нет. Теперь там нижний храм, Зал соборов, Трапезные палаты - все это для горожан, для москвичей, для гостей, для всех людей.

- Расскажите, пожалуйста, о хозяйственных пристройках к храму. Говорят, что есть какая-то гостиница, специальные залы, специальный гараж.

- Это просто гараж, который обслуживает жизнь храма. Он вынесен за пределы храма, насколько это возможно. В него заезды с западной части входа в нижний храм. А почему бы и нет? Люди хотят приехать с семьей. Любой человек может за небольшую плату ненадолго оставить машину. Сейчас мы отрабатываем эту систему. Например: на два часа это будет стоить 15-20 рублей. Разве это плохо?

- То есть эта стоянка будет занята только приехавшими в храм?

- Нет, частично она уже сейчас загружена теми людьми, кто заплатил вперед за длительную стоянку. Это дает доход службе эксплуатации храма. Любой метод получения средств, который не противоречит канонам Церкви, допустим.

- Служба эксплуатации храма - это не церковная организация, а городская, не так ли?

- Служба эксплуатации храма пока принадлежит Фонду финансовой поддержки. Пока мы еще не отрегулировали все вопросы, связанные с эксплуатацией.

- Храм ведь будет находиться на балансе города?

- Он будет передан Московской Патриархии. Видимо, будет составлен особый договор, чтобы осуществлялась совместная эксплуатация и раздел расходов. Такой уникальный храм является не только религиозным объектом, но и произведением искусства и туристским центром.

- По вашим оценкам, какие средства потребуются на эксплуатацию храма, на содержание его в нормальном состоянии?

- В данный момент это определить практически невозможно. У нас еще не набран штат. Могу сказать, что строители тратили приблизительно 2,5 млн. руб. за квартал. Это приблизительно 100 тыс. долл.

- А сколько посетителей будет вмещать храм?

- Он рассчитан на 10 тыс. человек с учетом галерей. Например, Исаакиевский собор рассчитан на это количество без галерей. Там галерей просто нет. У нас другая схема построения: так, диаметр у нас больше; купол у нас 30 м, а там - 22; высота внутреннего объема - 79, а там - 71┘

- Отец Леонид, известно, что в некоторых храмах есть иконы, которые были спасены при разрушении этого храма. Будут ли они сюда возвращаться?

- Например, в церкви Ильи Пророка Обыденного, но там не сами иконы, а их точные копии в уменьшенном варианте. Мы были бы рады, если бы люди после вашей публикации принесли, что могут, и передали в храм или музей. Здесь должно быть все самое лучшее и от первого храма. Кстати, о деньгах... Если каждый россиянин отдаст по четыре рубля, мы бы полностью расплатились со всеми долгами. Все это сделано во славу Божью, ради 2000-летия христианства. 22 млн. человек уже вложили в это деньги.

- В следующем году должен созываться Архиерейский собор. Переместится ли он из Даниловской гостиницы в храм Христа Спасителя?

- Да, он должен проходить здесь. Но опять все уперлось в деньги. Если удастся их собрать, то будет построен комплекс, служащий людям. Тут могут проходить концерты церковной музыки, рождественские елки (в храме, а не в Кремлевском дворце). В трапезных палатах может быть выставочный зал. Сейчас у Церкви нет своего выставочного зала. Пусть сюда приходят и верующие, и неверующие. Храм открыт всем людям.

- Расскажите немного о себе.

- Я изображен в композиции "Вход Господний в Иерусалим" в виде осла. Мое дело было здесь Господа нести и Его благословение выполнять. Я окончил в 1993 году Институт имени Сурикова по классу скульптуры у академика Олега Комова. Потом аспирантуру. Я член Союза художников, имею ряд выставок, связанных с историей церковного искусства: пластика, древнерусская скульптура. Это мои основные любимые темы, которыми я уже три года не занимаюсь. Здесь я освоил живопись и монументальное искусство. Практически с 1995 года я здесь. Вначале я был консультантом по залу Трапезных палат, потом по Залу соборов. Потом меня ввели в комиссию по художественному убранству и Наблюдательный совет во главе со Святейшим Патриархом и мэром Москвы. Затем я стал руководителем координационной группы специалистов по воссозданию художественного убранства храма Христа Спасителя.

Моя ответственность перед Богом - сдать идеально завершенную работу. В координационной группе работают замечательные специалисты, эксперты, реставраторы высшей категории. У нас с ними не было ни одного конфликта. Мы убеждаем в своей правоте со смирением. Мы работаем под девизом первого Храма: "Не нам, не нам, а имени твоему дашь славу, Господи".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1754
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3721
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2775
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2265

Другие новости