Фото Reuters
Украинское руководство, похоже, всерьез озаботилось дефицитом боевых ресурсов, способных обеспечить безопасность страны в зимний период. Ни о каком новом наступлении украинских войск речь сейчас не ведется. И Киев для защиты войск на фронте, энергообъектов и зернового коридора просит от Запада значительных поставок артиллерийских боеприпасов и средств противовоздушной обороны (ПВО). Официально и в Европе, и в США, как всегда, Киеву пообещали помочь. Но реально ситуация сейчас такова, что в решении этих вопросов есть значительные проблемы.
Нарастить производство боеприпасов для артиллерии Вооруженных сил Украины (ВСУ) к марту 2024 года до 1 млн единиц 13 ноября в очередной раз пообещал глава дипломатии Евросоюза (ЕС) Жозеп Боррель. Но достаточного количества артснарядов Киев так и не увидел. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в недавнем телеэфире подверг ЕС критике. Он заявил, что у Евросоюза есть политическая воля продолжать поддерживать Украину, но выполнить обещание относительно снарядов ему мешают «плачевное состояние оборонной промышленности и складов, бюрократия и большое количество несинхронизированных вещей». О том, что ЕС может не успеть, как обещал, передать Украине к весне следующего года миллион снарядов, сообщало ранее агентство Bloomberg, и Кулеба с его выводами согласился. «К сожалению, агентство Bloomberg говорит правду. Есть вопросы, и много, мы, скажем так, много и громко бьем в колокола», – заявил он по украинскому телевидению.
По данным ЕС, к настоящему моменту, за более чем полгода с тех пор, когда было принято решение снабдить ВСУ боеприпасами, Киеву выделено странами Евросоюза только 300 тыс. снарядов. Этого количества, по экспертным оценкам, хватает не более чем на месяц боев. Кое-чем, а именно – кассетными боеприпасами, помогли Украине США. Но дефицит снарядов налицо, и о нем в телефонном разговоре с председателем Объединенного комитета начальников штабов США генералом Чарльзом Брауном заявил, как пишут СМИ, главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Он также в своем Telegram-канале обозначил дефицит средств противовоздушной обороны и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
«Проблемы со снабжением снарядами ВСУ из стран Европы говорят о том, что боевой потенциал Киева иссякает. Помощи, похоже, ему ждать неоткуда. США сейчас в плане военного снабжения заняты поддержкой Израиля. И он там использует снаряды для ударов по сектору Газа. Несмотря на то что на военные нужды Украина на 2024 год запланировала рекордные более 15% от валового внутреннего продукта, новое масштабное наступление, подобное предпринятому летом 2023 года, в будущем году вряд ли получится», – заявил «НГ» военный эксперт полковник в отставке Николай Шульгин.
Он обращает внимание и на то, что в планах стратегической обороны, особенно в воздушном пространстве, у Киева будут значительные проблемы. Казалось бы, усилить ПВО ВСУ пообещал в Вашингтоне прибывшему туда главе офиса президента Украины Андрею Ермаку госсекретарь США Энтони Блинкен. Но 14 ноября, как выясняется, встречи находящейся в США украинской делегации с американскими конгрессменами по вопросу выделения Украине очередной финансовой помощи на военные нужды не увенчались успехом. Сейчас Пентагон и американское правительство используют оставшиеся небольшие финансовые возможности, чтобы как-то помочь Украине.
Как отметил в эфире украинского радио официальный представитель Воздушных сил Украины Юрий Игнат, на полигоне в США достигнуты хорошие результаты по модификации произведенных еще во времена СССР зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1», которые якобы смогут поражать цели противника американскими зенитными ракетами. Ранее СМИ сообщали, что это будут произведенные в 1950–1960-х годах и сейчас пылящиеся на складах Пентагона устаревшие средства ПВО. Насколько они будут эффективны против современных российских средств авиации – самолетов, вертолетов и беспилотников, не сообщается.
Кроме того, De Telegraaf написало о том, что США за 110 млн евро выкупили у Иордании 60 зенитных самоходных установок (ЗСУ) немецкого производства Gepard для отправки на Украину (эти ЗСУ были проданы Нидерландами Иордании в 2016 году). Но вряд ли эти войсковые средства ПВО, предназначенные для действий в тактической глубине (на дальность до 4 км), помогут Киеву в защите стратегических объектов на территории страны. А именно это сейчас нужно Киеву. Ермак написал в Telegram, что во время его встречи с Блинкеном разговор шел в том числе «об ожидаемом усилении российских обстрелов энергетической инфраструктуры Украины этой зимой». И в связи с этим «Украина нуждается в системах ПВО и ПРО, которые защитят украинские города, ключевые объекты критической инфраструктуры, а также маршруты зернового коридора», подчеркнул Ермак. Но таких систем типа Patriot или Iris-T США Украине не предлагают и даже не обещают.
«На самом деле для ВСУ США закупили на Ближнем Востоке всего два дивизиона ПВО, которые по стандартам Бундесвера придаются сухопутным войскам. Каждый из них состоит из трех батарей. В ВСУ по аналогии с армией ФРГ такие батареи, имеющие 10–12 ЗСУ Gepard, могут быть приданы механизированным бригадам, которые могут действовать в полосе от 8 до 15 км. Но на всю линию боевого соприкосновения протяженностью более 900 км их вряд ли хватит», – считает Шульгин.
Он отмечает, что, согласно открытым источникам, при боекомплекте в 310 унитарных снарядов одна ЗСУ Gepard в ходе «идеального боя» по цели типа вертолет или большой беспилотник «Герань» может поразить ее с вероятностью 0,95 на дальности около 1 км, выпустив за 2 секунды как минимум 36 снарядов. «Это очень много для поражения одной цели, – подчеркнул Шульгин. – И тут возникают вопросы. Во-первых, есть ли в боекомплекте самоходных зениток, которые получили ВСУ, достаточное количество боеприпасов для борьбы с воздушными целями? И, во-вторых, способны ли украинские специалисты их грамотно использовать?» Эксперт считает, что «в глобальном плане Украина из-за дефицита боевых ресурсов – снарядов, средств ПВО, подготовленного личного состава и т.п. – уже значительно проигрывает Вооруженным силам РФ, и у Москвы увеличиваются шансы закончить спецоперацию как можно скорее».