Фото Минобороны России / mil.ru
На фоне позиционных боев в Украине Российская армия продолжает проводить маневры на западном стратегическом направлении в Европе. Как сообщает Минобороны РФ, «в рамках выполнения дополнительных мероприятий стратегического сдерживания» в Калининградской области продолжаются учения с участием самолетов МиГ-31, оснащенных гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Части Ракетных войск стратегического назначения РФ провели учение с мобильными установками межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» в Свердловской области, а Северный флот отработал задачи с полком ПВО, оснащенным зенитными ракетными системами С-400. При этом командующие вооруженными силами Североатлантического альянса 16–18 сентября в Таллине обсуждали поддержку Украины, а также повышение «эффективности обороны восточного крыла НАТО».
В Таллине глава военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр заявил, что от стран альянса «в Украину попадает все больше нового современного оружия». Это не секрет, но настораживают номенклатура и объемы таких поставок. Как сообщил в конце недели Reuters, глава США Джозеф Байден принял решение о передаче Украине нового пакета вооружений на сумму 600 млн долл., в который вошли высокомобильные ракетные системы HIMARS и боеприпасы к ним, около 1000 высокоточных артиллерийских снарядов калибра 155 мм, четыре противоартиллерийских радара, а также средства противовоздушной обороны. Немецкая газета Welt пишет, что после нескольких недель колебаний правительство Германии согласилось отправить Украине 18 самоходных артиллерийских установок (САУ) CH-155 стоимостью 216 млн евро. CH-155 могут стрелять на дальность до 54 км и способны вести огонь высокоточными снарядами.
Министр обороны Германии Кристин Ламбрехт также объявила о дальнейших поставках Украине других видов оружия, в том числе еще двух реактивных систем залпового огня (РСЗО) Mars II и партии бронетранспортеров Dingo. Немецкие РСЗО имеют характеристики, сходные с американскими HIMARS. Пока не ясно, вошли ли в американский пакет новой помощи для Украины ракеты для HIMARS, имеющие дальность до 300 км, как того просит Киев. Но сам факт накопления в составе Вооруженных сил Украины (ВСУ) высокоточных РСЗО вызывает озабоченность российских военных. Сейчас в ВСУ, по официальным данным, есть 16 единиц M142 HIMARS, при этом планируются поставки из США и Великобритании еще не менее 20–30 таких установок.
«Высокоточные РСЗО и артиллерия НАТО постоянно обстреливают территорию России, а также города Донбасса и другие населенные пункты, находящиеся под контролем ВС РФ и их союзников. Новые поставки таких вооружений – это дальнейшая эскалация конфликта», – заявил «НГ» военный эксперт, полковник в отставке Николай Шульгин. – Мы уже негласно воюем с НАТО, которое поставляет ВСУ новейшие вооружения, обучает украинских солдат и офицеров, лечит их в своих госпиталях и снабжает советниками, которые руководят действиями против российских войск и ополчения ДНР и ДНР. Положить этому конец могут не только более активные боевые действия, но и уничтожение критической инфраструктуры противника». Аналогичное мнение высказывают и другие военные эксперты. Известный блогер и ополченец Владлен Татарский считает, что «этой осенью и зимой наступит новый этап» конфликта. «Уже ясно, что мы воюем фактически со всем блоком НАТО, где каждая из стран-участниц принимает участие в той или иной степени». Военный журналист и аналитик Александр Сладков задается вопросом: готова ли Москва к разрушению всей энергетической системы Украины? И сам же отвечает: «Возможно, и готова, но для этого… должен быть накоплен достаточный ударный потенциал под конкретные цели. Это ж не город обесточить, а самую большую европейскую страну».
«В медиапространстве вновь обсуждается вопрос о вероятности применения Россией ядерного оружия, – заявил «НГ» военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Стратегическое ядерное оружие, думается, будет эффективно применено, когда НАТО перейдет красную черту и начнет масштабную агрессию против РФ. Такой конфликт маловероятен. НАТО ведет против России гибридную войну, и тут все сложнее. В мире понимают, что тактическое ядерное оружие может быть эффективно применено Москвой, если на это будет политическое решение. Пока его нет. Но оно может появиться, если в ходе спецоперации будет решено активно и быстро выводить из строя критическую инфраструктуру: крупные логистические маршруты, ЛЭП, энергетические объекты, мосты, военные штабы, арсеналы, склады и т.п.». n