Британский ледокол James Clark Ross теперь ходит под украинским флагом. Фото Reuters
В заседании комитета Североатлантического совета НАТО по вопросам вооружений 26 октября впервые приняла участие Украина. Ранее работа на таких встречах была прерогативой исключительно стран – членов альянса, и в Киеве событие рассматривают как намек на то, что в Брюсселе взяли прямой курс на прием Украины в организацию. На это же недвусмысленно намекал и побывавший неделю назад в Киеве глава Пентагона Ллойд Остин.
Руководство Вооруженных сил Украины (ВСУ) не раз сообщало о переходе армии и флота страны на стандарты НАТО. И поэтому, обсуждая на заседании комитета вопросы, связанные с вооружениями альянса, представители Киева говорили со своими новыми партнерами на одном языке.
Минобороны Украины сообщает о том, что на встрече, в которой участвовал глава ведомства Александр Носов, стороны говорили про «инновации в оборонно-технической сфере, трансформации во взаимодействии с наукой и оборонно-промышленным комплексом и достижения оптимального соотношения военных потребностей и бюджетных возможностей». Последний вопрос особенно актуален для Украины и стран НАТО. Киев, желающий вступить в альянс, тратит на оборону и безопасность более 5% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Тогда как большинство стран альянса расходуют на эти цели около или менее 2% ВВП.
ВСУ нуждается в новых видах вооружений и в организации их производства. Все это могут обеспечить страны Североатлантического альянса. Благодаря организации коллективной обороны и активной военной помощи со стороны США большинству стран НАТО хватает 2% от ВВП для того, чтобы поддерживать свой оборонный потенциал на должном уровне и представлять серьезную военную угрозу для России и ее союзников. Руководство Украины, имеющее территориальные претензии к РФ и на территории которой в полуактивной фазе продолжается военный конфликт в Донбассе, конечно же, очень хотело бы присоединиться к системе коллективной обороны альянса. Но захотят ли руководители НАТО окончательно принять Украину в свои объятия, остается под вопросом. При официальном вступлении Украины в НАТО проблемы Донбасса станут актуальны и для альянса, но вряд ли кто-то из представителей ЕС захочет посылать своих солдат на реальную войну.
Другое дело – помощь ВСУ от НАТО вооружениями. Альянс способен предложить Киеву целые военные программы и планы, и об этом, видимо, шла речь в четверг в Брюсселе. О новой порции военной помощи ВСУ говорил и побывавший 19 октября в Киеве глава Пентагона Ллойд Остин. Он заявил о том, что с 2014 года США выделили более 2,5 млрд долл. на нужды ВСУ – для обеспечения территориальной целостности страны и защиты ее территориальных вод. «Мы оказываем помощь во всех регионах на регулярной основе, и это наше обязательство перед нашими партнерами. И вы можете ожидать, что мы будем продолжать нашу поддержку», – сказал Остин.
Эта поддержка, по данным СМИ, выразилась в новых поставках Пентагоном вооружений и оборонных ресурсов на сумму около 60 млн долл. Скажем, на днях Украина получила от США дополнительные противотанковые ракетные комплексы Javelin, которые считаются летальным оружием. Эта поставка была осуществлена «в рамках дополнительной срочной помощи от США, договоренности о которой были достигнуты в ходе сентябрьского визита Владимира Зеленского в Вашингтон». Прогнозируются другие поставки летального оружия из США, в списке – тактические ракеты, артиллерийские системы залпового огня и, возможно, относительно новые боевые корабли и т.п. СМИ Украины сообщают, что Киев и Анкара уже договорились о том, что Турция построит в стране два завода по производству и ремонту беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Bayraktar – TB2 и других модификаций.
Особую роль в процессе повышения оборонного потенциала Украины играет Великобритания. Газета Times со ссылкой на украинского дипломата сообщала на прошлой неделе, что оборонные ведомства Украины и Великобритании ведут переговоры о продаже Киеву тактических авиационных ракет Brimstone. Они с большой точностью могут поражать движущиеся со скоростью более 100 км/ч цели.
Лондон также негласно поддерживает военные амбиции Украины на море. ВМС Украины уже приобрели у Великобритании ледокол James Clark Ross, который в российском экспертном сообществе считают одним из главных средств «при возможном силовом проходе Керченского пролива». Посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко рассказал, что Лондон поможет усилить способности украинского военного флота: «Я убежден, что в ближайшее время будет приобретено два уже действующих корабля, они сразу войдут в состав ВМС, будет начата работа по строительству двух военно-морских портов, будет начато строительство кораблей меньшего класса в Украине и Великобритании». Пристайко отметил, что сначала военный корабль для Украины построят в Великобритании, а затем технологии передадут украинским верфям. Первые корабли, которые британцы передадут Украине, – это тральщики, способные защитить побережье от минной угрозы.
«Не исключено, что «строительство двух военно-морских портов» – это не что иное, как возведение двух военно-морских баз в Очакове и Бердянске, о которых давно говорят в экспертном сообществе», – сообщил «НГ» военный эксперт полковник в отставке Николай Шульгин, который считает, что новые военные проекты президент Украины Владимир Зеленский сможет обсудить уже через несколько дней, когда нанесет визит в Великобританию. «Там его уже ждет премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, который, перед тем как встретиться с Зеленским, позвонил президенту РФ Владимиру Путину. Обсуждали, конечно, проблемы Донбасса. Джонсону эта проблема явно не дает покоя. При этом Лондон становится одним из главных военно-стратегических партнеров Украины, и это настораживает», – констатирует Шульгин.
комментарии(0)