Министр обороны Сергей Шойгу дал старт масштабному процессу реформирования военных комиссариатов (ВК) страны. Их модернизация позволит эффективнее использовать массивы данных субъектов РФ «для решения задач по подготовке граждан к военной службе и их призыву, воинскому учету населения, работе с мобилизационным резервом». Однако параллельно необходимо будет повышать мотивацию работников ВК к труду, а также активнее бороться против уклонистов и взяточников.
Минобороны РФ сообщило, что Генеральный штаб, взаимодействуя с регионами, должен до конца года составить программу перевода ВК на цифровые технологии. С каждым субъектом Федерации военное ведомство предлагает на основе программы в двухмесячный срок заключить специальное соглашение. Модернизацию, по планам Минобороны, надо завершить в 2023 году. В результате, по замыслу реформаторов, качество работы ВК должно значительно возрасти, что «избавит военкоматы от излишней бюрократии, положительно скажется на временных параметрах набора в войска резервистов и призывников». Пока, по информации начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Евгения Бурдинского, на формирование личных дел граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, требуется более полутора месяцев. Внедрение в ВК электронного учета и документооборота радикально сократит этот срок. «Личные дела, подтвержденные электронной цифровой подписью, могут быть сформированы менее чем за неделю», – отметил Бурдинский.
Как и во времена СССР, сейчас ВК являются органами местного военного управления, которые вместе с главами регионов и муниципалитетов ответственны за военно-мобилизационную и учетно-призывную работу в стране. По данным Генштаба, «в составе вооруженных сил содержится 83 военных комиссариата субъектов РФ и 1382 военных комиссариата муниципальных образований».
Совершенствование деятельности военкоматов в основном будет связано с внедрением в их работу IT-технологий, что, по словам Шойгу, «позволит обеспечить комфортное обслуживание для более чем 40% населения страны». Министр обороны потребовал от командующих военными округами, которым непосредственно подчиняются ВК, «работать с каждым субъектом по каждому комиссариату». «Надо все сделать, чтобы было приятно заходить в военкомат, чтобы там можно было получить весь комплекс услуг и уйти оттуда не униженным и оскорбленным, не болтаться там с утра до ночи неделями за какой-то одной справкой. Это должно быть современное, удобное, комфортное учреждение», – добавил министр.
Но повышение качества и комфортности работы с населением – это лишь одна из официальных задач намеченных преобразований в деятельности ВК страны. IT-технологии, к примеру, должны повлиять на быстроту призыва в войска резервистов. «НГ» уже писала о том, что в стране в эти дни формируется мобилизационный людской резерв (МЛР), который будет необходим для доукомплектования войск и в кризисных ситуациях (см. номер от 15.08.21). МЛР должен быть призван в войска за счет цифровых технологий в самые сжатые строки, что повысит ответственность сотрудников военкоматов за свою работу. Между тем, как рассказал «НГ» полковник в отставке Анатолий Мосолов, который в свое время возглавлял один из военкоматов Подмосковья, проблему эффективности ВК надо решать с учетом того, что их работники сейчас слабо мотивированы: «В основном в ВК сейчас работают пожилые женщины, которые получают зарплату, зачастую невысокую. Когда в ВК работали офицеры, такой проблемы не было, но затем все должности военнослужащих путем реформы были ликвидированы. И сейчас задача состоит в том, чтобы увеличить материальную мотивацию работников военкоматов к своему труду».
Другая проблема ВК состоит в том, что в стране по-прежнему остается нерешенным вопрос о призыве в армию и на флот молодых людей и наличия среди них уклонистов. «По словам некоторых глав регионов, срок постановки граждан на воинский учет сократится с нынешних 20 суток до одного дня. Это возможно, лишь если молодой человек для получения приписного свидетельства придет в военкомат и пройдет медкомиссию. Но около 20% молодых граждан, которым мы рассылали повестки для постановки на первичный воинский учет, не являлись в военкомат, и мы не могли сформировать их личные дела ни за день, ни за несколько месяцев, ни за годы… Есть немало людей, которые увиливают от армии. И поэтому вместе с совершенствованием технических возможностей ВК надо ужесточать законодательную ответственность молодых людей, которые отказываются от получения повесток в военкомат», – отметил Мосолов.
«В СМИ все чаще появляются публикации о получении взяток с призывников за освобождение от воинской службы, – отмечает «НГ» военный эксперт полковник в отставке Николай Шульгин. – Недавний случай связан с осуждением Балашихинским городским судом бывшего председателя военно-врачебной комиссии военного комиссариата Мособласти и начальника призыва комиссариата Красногорска. Современные IT-технологии, которые должны быть внедрены для ВК, смогут облегчить подсчет данных от тех военкоматов, которые сглаживают статистику по уклонистам, увеличивают число больных и негодных к армии и т.п.».
Шульгин заметил, что на совещании в Минобороны Сергей Шойгу предостерег от превращения цифровизации в кампанейщину. «Для этого надо подготовить на основании всех соглашений Министерства обороны с регионами ясный и внятный план: кто, когда и какую работу выполнит. И более того, подкрепить его – кто и какие финансы направляет на эту работу», – сказал Шойгу. Но вот вопрос: найдут ли регионы соответствующие финансовые ресурсы на эти цели? Ведь, по данным Генштаба, около 70% учреждений ВК еще не оснащены современными автоматизированными системами мобилизационного развертывания, а 30% военкоматов не имеют доступ к интернету через конфиденциальные каналы Минобороны.
комментарии(0)