На полигоне «Термез» в Узбекистане российские военные и их местные коллеги учатся отражать атаки террористов. Фото РИА Новости
Представители Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) сосредотачиваются в Казани, где Объединенный штаб этой структуры готовится к проведению совместного учения коллективных миротворческих сил (КМС) «Нерушимое братство – 2021». В то время как усиливается нестабильность на границе с Афганистаном, а на Южном Кавказе не прекращаются стычки между Арменией и Азербайджаном, структуры ОДКБ дистанцируются от решения этих актуальных проблем на постсоветском пространстве.
Маневры «Нерушимое братство – 2021» должны состояться в ноябре на полигоне Казанского танкового училища. Судя по сообщению пресс-службы Центрального военного округа (ЦВО), эти учения плановые. У ОДКБ, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, есть серьезный миротворческий потенциал. На официальном сайте Объединенного штаба (ОШ) ОДКБ говорится, что общая численность КМС – около 3600 человек. Это и полицейские, и армейские подразделения плюс гражданские специалисты (медики, психологи, представители МЧС). В состав КМС они должны направляться от миротворческих контингентов, имеющихся в государствах ОДКБ на время проведения миротворческой операции. Правда, реально ни одной миротворческой операции организация за все время своего существования так и не провела. Некоторые эксперты, особенно в Армении, надеялись, что КМС ОДКБ подключатся к разрешению карабахского конфликта. Однако сейчас миротворческую операцию на Южном Кавказе организует одна Россия. В Ереване считают, что подразделения армии Азербайджана вошли на территорию Армении в Сюникской и Гегаркуникской областях, то есть попросту оккупировали часть армянской земли. Армения в связи с этим обратилась за помощью к руководству ОДКБ. Но недавно генсек организации Станислав Зась заявил журналистам, что обострение ситуации на юге Армении в связи с установлением новой границы с Азербайджаном является «пограничным инцидентом» и не подпадает под положения устава ОДКБ. О своих намерениях участвовать в урегулировании отношений между Баку и Ереваном, в том числе об участии в миротворческой операции не раз заявляли представители различных международных организаций, эту позицию обозначили Турция и Франция. Однако для ОДКБ участие в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта почему-то закрытая тема.
В июле особенно обострилась обстановка в Афганистане, руководство ОДКБ оперативно реагировало на ситуацию в этой стране, опередив даже МИД РФ. Станислав Зась с особой тревогой отмечал, что «ситуация в северных районах Афганистана ухудшается и вызывает серьезную озабоченность в ОДКБ», мол, необходимо оказать помощь Таджикистану в обеспечении безопасности южной границы. «Сейчас у нас идет разработка межгосударственной целевой программы по укреплению таджикско-афганской границы», – отмечал он. Тогда же оперативная группа, возглавляемая начальником ОШ ОДКБ генерал-полковником Анатолием Сидоровым, побывала в Таджикистане. Специалисты штаба проинспектировали наиболее важные участки таджикско-афганской границы. После этого, судя по официальным сообщениям, были «выработаны объективные предложения по снижению напряженности на границе и по совместным мерам в формате ОДКБ».
Какими совместными мерами в формате ОДКБ укрепляется сейчас таджикско-афганская граница, сказать трудно. В основном это делает только Россия при участии Вооруженных сил Таджикистана, перебрасывая по воздуху в зону потенциального конфликта новые военные подразделения, дополнительную бронетехнику и вертолеты. С участием России, Таджикистана, а также Узбекистана, который сейчас не состоит в ОДКБ, вблизи границы с Афганистаном на полигонах Харб-Майдон (Хатлонская область, Таджикистан) и Термез (Сурхандарьинская область, Узбекистан) на масштабных маневрах отрабатываются боевые задачи по отражению террористической угрозы с юга. Но вряд ли это как-то связано с усилиями ОДКБ. Специалисты ОШ сейчас сосредоточены в Казани, где готовят маневры.
Кроме России и Таджикистана из всех участников ОДКБ о своем вкладе в укрепление таджикско-афганской границы заявило только Минобороны Казахстана, пообещав на днях прислать для Душанбе крупную партию патронов разных калибров. При этом ни о каком участии казахстанских воинских контингентов из этой страны в укреплении южной границы СНГ речи не идет. Заметим, что в период с 1993 по 1999 год, когда после распада СССР ситуация на таджикско-афганской границе обострилась, Казахстан вместе с контингентами из РФ, Киргизии и Узбекистана посылал в Таджикистан своих военных обеспечивать безопасность границы. Теперь это делают, похоже, лишь Россия и отчасти Узбекистан.
«Участие ОДКБ в разрешении многочисленных конфликтов на постсоветском пространстве могло бы быть более весомым, – считает военный эксперт полковник в отставке Николай Шульгин. – Инициатором этого должна быть сама Москва. РФ своим союзникам по коллективной обороне продает вооружения по льготным ценам, бесплатно обучает военные кадры, организует и обеспечивает ресурсами многочисленные маневры. Москва – это гарант их безопасности! А взамен получает немного. Союзники РФ по ОДКБ могут и, видимо, должны поддерживать ее миротворческие шаги, к примеру, в Нагорном Карабахе. Почему, к примеру, от стран ОДКБ не послать туда саперов на разминирование местности, выставить наблюдателей в потенциальных очагах напряженности? То же самое по обеспечению границы с Афганистаном. Почему кроме таджикских воинов обеспечением ее безопасности озабочены только российские военнослужащие?»
комментарии(0)