0
8245
Газета Воины и Армии Печатная версия

15.03.2021 18:42:00

Архаичный F-15EX противопоставили суперсовременному "Хищнику"

Американские ВВС откатываются на поколение назад

Владимир Карнозов

Об авторе: Владимир Александрович Карнозов – военный аналитик.

Тэги: сша, ввс, тяжелые истребители


сша, ввс, тяжелые истребители Модернизированные F-15EX дадут фору современным самолетам не только по цене, но и по боевым возможностям. Фото с сайта www.af.mil

Первый экземпляр боевого самолета F-15EX перелетел с завода компании «Боинг» в Сент-Луис, штат Миссури, на авиабазу ВВС США Эглин во Флориде. Это знаковое событие для Пентагона, отказавшегося от возобновления выпуска тяжелого истребителя пятого поколения F-22A Raptor в пользу машины на базе предыдущей модели F-15A Eagle, поднявшейся в небо в 1972 году. Словом, американские военные как бы сделали шаг назад, причем сознательно, рассмотрев аргументы за и против.

Среди причин отказа от возобновления закупок F-22A слишком большие временные и финансовые затраты на повторное открытие линии сборки, разобранной после выпуска 195 машин в 1996–2011 годах. При Дональде Трампе Пентагон принял решение увеличить закупки тактических истребителей до 72 единиц ежегодно, а сделать это быстро и за приемлемую цену оказалось возможным лишь за счет самолетов четвертого поколения.

Наращивание темпов выпуска истребителя легкого класса F-35 Lightning II рассматривалось, но на поверку оказалось худшим решением, поскольку тот дороже, а по ряду показателей уступает. Помимо того, его летно-технические и боевые качества не дотягивают до обещанного уровня, а ценовые показатели – превышают. Сегодня стоимость свежесобранного экземпляра – 110 млн долл., летного часа – 45 тыс. долл.

Под нажимом Трампа и Пентагона производитель обещал снизить цифры к 2025 году до 80 млн и 25 тыс. долл. соответственно. Военные аналитики скептически настроены по данному поводу: обещать не значит дать. F-15EX установочной партии из восьми машин получились еще дороже: с учетом НИОКР и испытаний они обошлись Пентагону по 150 млн долл. Однако серийные образцы «Боинг» готов отдавать за 80 млн «пустыми» и за 90 млн – с комплектом запчастей и пакетом техобслуживания.

Запуск производства F-15EX интересен Пентагону еще и тем, что его ведет иной поставщик, используя собственные производственные мощности. Разместив крупные заказы сразу на двух линиях, ВВС США рассчитывают в ближайшей перспективе получить больше серийной продукции.

Сегодня соотношение самолетов четвертого и пятого поколений в истребительном парке ВВС США составляет 4:1. При Бараке Обаме Пентагон планировал постепенно привести его к 1:1, но с тех пор взгляды кардинально поменялись. Во-первых, какими бы продвинутыми ни казались F-22A и F-35 на этапе разработки, не все обещанное удалось реализовать. Во-вторых, развитие сенсорных технологий идет опережающими темпами, появляются системы, способные «видеть» «незаметные» самолеты, выполненные по технологии стелс. В-третьих, за счет внесения улучшений в базовые конструкции российских и европейских истребителей четвертого поколения их маневренность значительно улучшилась.

Анализ, проведенный американскими специалистами, показывает, что выгод от перезапуска производства «рэптора» ожидать не приходится. Лучше направить средства на разработку полностью нового самолета, а пока он не готов – заполнить вакуум выпуском улучшенного варианта истребителя четвертого поколения. При этом перспективную машину лучше изначально проектировать в беспилотном варианте. Искусственный интеллект решает задачи быстрее, он лучше взаимодействует с сенсорными системами – радаром и электрооптикой. А в маневренном бою беспилотный аппарат может выходить на высокие перегрузки, недопустимые для летчика.

Приняв подобный подход, Пентагон разместил стартовый заказ на F-15EX летом прошлого года, выплатив 1,2 млрд долл. за партию из восьми самолетов. Потолок, установленный для всей закупочной программы, – 23 млрд, за которые заказчик рассчитывает приобрести как минимум 144 F-15EX (с опционом – 200). Этого достаточно для замены существующего парка F-15C/D, средний возраст которых достиг 37 лет.

Программа развивается весьма динамично. Придя к власти, Трамп подверг резкой критике программу F-35 и расставил на ключевые места своей администрации сторонников альтернативных проектов. Воспользовавшись моментом, в 2018 году «Боинг» вышел с предложением по F-15X, представлявшему дальнейшее развитие катарского F-15QA: Доха согласилась выплатить 12 млрд долл. за 36 машин вместе с вооружением, техподдержкой и обучением.

Первая катарская машина поднялась в небо почти год назад. Это очередная доработка базового двухместного F-15E Strike Eagle, совершившего первый полет 1986 году. Сначала серийные образцы шли ВВС США (236 единиц), а затем – на экспорт в Израиль, Сингапур, Южную Корею и Саудовскую Аравию. За счет иностранных заказчиков самолет не просто сохранился в производстве, а постоянно совершенствовался. Начиная с 2010 года вместо прежнего радара с щелевой антенной устанавливалась более продвинутая модель «Рэйтеон» APG-63(V)4 с активной фазированной решеткой и электронным сканированием луча. Двигатели «Пратт энд Уитни» семейства F100 уступили место F110-129 другого производителя – «Дженерал электрик». Бортовое оборудование пополнилось комплексом радиоэлектронной борьбы Eagle Passive/Active Warning and Survivability System английской разработки, аналоговые приборы в кабине уступили место цветным жидкокристаллическим индикаторам, появился более продвинутый бортовой компьютер ADCP-II от «Хоневелл», а механическая проводка к аэродинамическим поверхностям сменилась цифровой системой дистанционного управления полетом.

Приняв первый F-15EX, ВВС США возобновили поставки данного семейства самолетов после 17-летнего перерыва. Между тем даже наметанный глаз с трудом отличит по внешнему облику эту машину от опытного прототипа F-15A, взлетевшего в 1972 году. Как говорится, новое – хорошо забытое старое. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
1734
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
1200
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1258
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
1246

Другие новости