Фото Reuters
Минобороны РФ сообщило, что в южных сирийских провинциях Хомс и Дейр-эз-Зор резко возросла активность незаконных вооруженных формирований (НВФ). «Одной из вероятных причин, по которой им удается скрытно перемещаться в пустынной местности, является возможность укрыться на территории зоны Эт-Танф, подконтрольной международной коалиции во главе с США и подчиненных им бандформирований из бывшей Свободной сирийской армии», – отметил представитель группировки российских войск в Сирии. При этом Турция максимально усилила влияние на сирийские территории Идлиб и Африн, превращая их в свои провинции.
В так называемом закрытом районе Эт-Танф, который простирается от стыка границы Ирака и Иордании в глубину Сирии на более чем 50 км, расположена бесполетная зона, куда не допускаются силы Башара Асада и авиация РФ. В этой оккупированной зоне Эт-Танф дислоцируется военная база международной коалиции во главе с США. После решения американского президента Дональда Трампа в 2019 году сократить группировку своих войск в Сирии эта база осталась на месте. И, возможно, даже расширилась. По данным самих же США, она активно используется западными и ближневосточными союзниками для военной подготовки представителей умеренной оппозиции в лице группировок Свободной сирийской армии (ССА) и других НВФ. Американцы не раз заявляли, что эти оппозиционные группировки борются с боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ организация). Но, по информации из Москвы и Дамаска, находящиеся в зоне Эт-Танф под защитой Пентагона и его союзников сирийские НВФ воюют против войск Асада.
Вот и в четверг утром, 18 февраля, представитель российских войск сообщил о том, что подразделения Сирийской арабской армии (САА) при поддержке Воздушно-космических сил РФ накануне уничтожили группу боевиков в провинции Хомс. НВФ поддерживались из-за рубежа, что подтверждается содержанием схрона с оружием, который был обнаружен у места боя. Многие вооружения были с клеймами стран НАТО. Арсенал был рассчитан на поддержку отряда до 50 боевиков.
Инцидент произошел, когда в Сочи проходила встреча по Сирии в Астанинском формате. США в ней участвовать отказались, а представители сирийской оппозиции, в том числе и ССА, которых Пентагон поддерживает, присутствовали. Одновременно с США многие оппозиционные сирийские группировки, в том числе ССА, поддерживает Турция, позиционирующая себя активным участником Астанинского процесса. Именно протурецкие группировки, в основном состоящие из сил ССА, контролируют сирийскую провинцию Идлиб и граничащий с ней бывший курдский кантон Африн, который с молчаливого согласия РФ Анкара оккупировала два года назад.
На оккупированных Турцией территориях севера Сирии нет четких границ между боевиками ССА и отрядами террористических формирований. Как рассказал на днях заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов, «в Идлибе сосредоточено около 17 тыс. боевиков «Джебхат ан-Нусры» (запрещено в РФ) вместе с их союзниками и примерно столько же членов других незаконных вооруженных формирований, размежевание которых с террористами до сих пор не состоялось». По его данным, которые совпадают с оценками Минобороны РФ, также «боевики продолжают действовать в Заевфратье на северо-востоке Сирии и в зоне американского контроля вокруг Эт-Танфа на юге». В основном это поддерживаемые США и Турцией НВФ, близкие к ССА.
Участвуя в Астанинском саммите в Сочи, представитель департамента МИД Турции по САР Сельчук Унал подписал совместное заявление, в котором вместе с представителями Ирана и России поддержал их «решимость бороться с терроризмом и противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии». Он также поддержал «неприятие незаконного захвата и передачи доходов от продажи нефти, которые должны принадлежать Сирийской Арабской Республике». Последнее заявление турецкой стороны звучит нереалистично, считает военный эксперт полковник Владимир Попов. «24 января портал Masdar News возмущался продолжающейся перевалкой контрабандной нефти из Сирии в Турцию, которую осуществляли подведомственные Анкаре НВФ. Тогда город Тархин в провинции Алеппо, где находятся незаконные нефтетерминалы, подвергся бомбежке, в результате все цистерны с контрабандной нефтью были уничтожены», – отмечает он.
«Турция уже долго действует как агрессор по отношению к Сирии. Дамаск Турцию считает оккупантом, который силой удерживает северные территории страны. И это действительно так, – уверен военный эксперт, полковник Николай Шульгин. – Посмотрите, кто сейчас орудует в Африне и Идлибе. Это протурецкие формирования, которые на турецкие деньги сформировали свою администрацию, полицию, на оккупированных территориях ходит турецкая валюта и вывешены турецкие флаги. Сирией там уже и не пахнет».
На днях американская New York Times посвятила этой теме большой репортаж, подготовленный при поддержке правительства Турции. Его автор побывав на оккупированных землях, написал о том, что Турция там «создала собственную администрацию, обучила и включила дружественных сирийских ополченцев в состав военной полиции и создала контролируемые местные сирийские советы». Журналист отмечает, что Африн «был подключен к турецкой электросети», «использует турецкие мобильные телефоны и валюту; и зарегистрировал 500 сирийских компаний для трансграничной торговли». За порядок там отвечает администрация турецкой провинции Хатай. Отметим, что до 1938 года провинция Хатай считалась частью Сирии. В 1939 году после референдума, подобного тому, что был проведен в 2014 году при присоединении Крыма к РФ, Хатай стал вилайетом (провинцией) Турции. Сейчас, похоже, такая судьба грозит сирийским Идлибу и Африну.
комментарии(0)