Фото сайта mil.ru
Кремль, похоже, решил задействовать потенциал Российской армии для реализации новых проектов, связанных с реанимированием Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Начальник Главного управления Железнодорожных войск (Желдорвойск) Минобороны РФ генерал-лейтенант Олег Косенков сообщил о том, что его главку «поставлена архиважная ключевая задача», связанная с модернизацией транспортной инфраструктуры этой магистрали. По его словам, обсуждаются вопросы подготовки к «строительству второй ветки Байкало-Амурской магистрали на участке от станции Улаг (по другим источникам Улак. – «НГ») до станции Февральск протяженностью 339 км».
Новость не стала сенсацией. В экспертном сообществе такой информации ждали давно. Еще в декабре 2019 года министр обороны Сергей Шойгу анонсировал, что по поручению президента РФ для строительства второго пути БАМа от Тынды до Комсомольска-на-Амуре прорабатывается вопрос о создании и привлечении к реализации этого проекта «вне численности Вооруженных сил» пяти железнодорожных бригад. Дополнительные ЖД бригады пока в РФ не создали. А вот действующие в штатном расписании военного ведомства Желдорвойска Минобороны к строительству БАМа будут привлекать.
«Модернизация БАМа – это явно не военный проект. Обозначенный генералом Косенковым участок БАМа, который будут модернизировать ЖД войска, расположен вдали от крупных воинских гарнизонов», – отмечает военный эксперт полковник Шамиль Гареев. По его мнению, этот проект также не оказывает существенного влияния на строящийся вблизи Сковородина российский космодром Восточный. Масштабное снабжение космодрома идет по Транссибу и по западной ветке БАМа – от Тынды.
«Зато новый путь, который будут «облагораживать» Желдорвойска, хорошо вписывается в проект транспортировки к морским портам Дальнего Востока энергоресурсов РФ и иных природных богатств (золотой руды и других ценных металлов, бокситов и т.п.), добываемых в окрестностях БАМа», – отмечает Гареев.
И действительно, по опыту СССР и царской России, сложные транспортные проекты реализовывались в стране, как правило, с участием военно-дорожных инженерных подразделений. Такая практика складывается в РФ и в нынешнее время. И это объяснимо. Проекты в зоне БАМа показали экономический рост. По данным РЖД, погрузка экспортных грузов в направлении дальневосточных портов в январе–ноябре 2020 года увеличилась на 7,3% по сравнению с предыдущим годом.
Если смотреть с геополитической точки зрения, БАМ, как и вторая железнодорожная ветка на нем, РФ очень нужна. Во-первых, это значительно увеличивает и убыстряет доставку экспортных грузов с запада на восток, где Транссиб уже явно не справляется. Во-вторых, БАМ находится севернее на значительном расстоянии от Транссиба, а значит, и от границы с Китаем, что с точки зрения возможных военных угроз очень оправданно. И в третьих, на территориях, где проложен БАМ, открыты богатые месторождения полезных ископаемых. Их добыча и транспортировка уже организована в дальневосточные порты. Именно недостроенность БАМа этому мешает. Железнодорожные войска Минобороны РФ и должны устранить эту проблему.
По данным информационно-аналитического портала EastRussia, за последние 20–30 лет численность населения в зоне БАМ уменьшилось как минимум в два раза. Студенческих стройотрядов для модернизации магистрали уже нет. Заключенных в колониях к строительству инфраструктурных объектов привлекают в ограниченных количествах. Имеющиеся рыночные стимулы пока не срабатывают. Поэтому вполне логично, что к работе на БАМе привлекают военных железнодорожников.
Во времена СССР в строительстве БАМа участвовало два армейских железнодорожных корпуса, располагавшихся в самых труднодоступных регионах Дальнего Востока. В Тынде и Чегдомыне действовали штабы этих объединений, включающих несколько десятков ЖД батальонов и других подразделений. Именно они уложили с 1974 по 1989 год около 1,5 тыс. км главного пути, что составило почти треть всей протяженности БАМа.
И вот история повторяется. Но сегодня условия для военных будут менее сложные. Ведь их силами, по официальным данным, на БАМе было построено 1227 мостов и искусственных сооружений. Теперь же эти объекты надо только модернизировать, расширять и укреплять.
«Сейчас официально в зоне БАМа желдорбригады дислоцируются в Абакане, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Свободном. В совокупности это составит около 2 тыс. военнослужащих ЖДВ. Потенциала этих четырех соединений, по-моему, хватит, чтобы построить ветку в 340 км от разъезда Улаг до железнодорожной станции Февральск», – отметил в беседе с «НГ» военный эксперт, полковник Владимир Попов.
Он подчеркнул, что чуть меньшую, но двухпутную обходную магистраль вокруг Донбасса общей протяженностью 250 км Желдорвойска построили в 2016–2017 годах. «Это было сделано на участке Журавка–Миллерово в обход Украины более чем на год раньше запланированного срока. Сейчас на БАМе ЖДВ ставят задачу построить магистраль в 340 км. В этом случае, думается, Россия может нарастить транспортировку коксующегося угля из Эльгинского месторождения на экспорт в несколько раз», – уверен Попов.
Заметим, что экономическая помощь Железнодорожных войск востребована не только на БАМе. Как сообщил генерал-лейтенант Олег Косенков, только в 2020 году «Железнодорожные войска оказывали действенную помощь регионам. На 26 объектах, от Калининграда до Камчатки, был проведен ускоренный разворот работ по строительству госпиталей. Железнодорожные войска участвовали в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при разрушении железнодорожного моста через реку Кола в Мурманской области. При прокладке трубопровода в Республике Крым было выполнено 35 тыс. кв. м земляных работ».
До этого ЖДВ России быстро восстановили железнодорожные пути после войны в Чечне, а к 2008 году сумели обновить ЖД ветку Сочи–Сухуми. Сейчас идет строительство железной дороги на участке Кызыл–Курагино, к угольным месторождениям Тувы.
Между тем полковник Владимир Попов считает, что для нормальной экономики в развитых странах «применение труда военных строителей, инженеров оправданно только в чрезвычайных ситуациях. В РФ, похоже, армия является пожарной командой, чтобы тушить и нейтрализовать возможные проблемы, связанные с глобальными экономическими тенденциями».
комментарии(0)