На Кубани в ходе учений расчеты комплексов «Искандер-М» провели электронные пуски ракет с неподготовленных позиций. Фото с сайта www.mil.ru
Москва и Минск готовятся к совместным стратегическим командно-штабным масштабным учениям (СКШУ) «Запад-2021», которые пройдут на территории Союзного государства (СГ) осенью. Именно так можно расценивать начавшиеся в четверг в шести западных областях РФ и чуть раньше – на территории всей Белоруссии военные маневры. Недавно в разных частях России состоялись акции противников власти и вот уже более полугода оппозиция митингует в Белоруссии. И в Москве, и в Минске считают, что протесты управляются из-за рубежа и включают в себя элементы информационно-гибридной войны, а потому не исключено, что войска СГ будут осваивать методы противодействия и так называемым майданным технологиям.
Как сообщает Минобороны РФ, в Западном военном округе в Воронежской, Белгородской, Брянской, Смоленской, Курской областях и Подмосковье задействовано более 3,5 тыс. военнослужащих и 600 единиц военной и специальной техники. Почти такой же контингент развернут на начавшихся 28 января маневрах в пяти регионах Урала и Сибири в Центральном военном округе. А в Белоруссии подобные учения проходят с понедельника, в них участвуют почти все соединения и части ВС страны. Насколько замыслы действий армий стран, входящих в СГ, взаимосвязаны, пока официально не говорится. По сообщению из Минска, целью проверки белорусских войск является «повышение уровня боевой и мобилизационной готовности и способности соединений и воинских частей выполнить свои задачи по предназначению в современных условиях». Словосочетание «по предназначению» означает, очевидно, и взаимодействие с российскими военными штабами, поскольку на официальном уровне не раз сообщалось, что на территории России и Республики Беларусь (РБ) «создана единая группировка войск, которая действует по общему плану генштабов двух стран».
Судя по силам, которые привлечены к маневрам, отмечает военный эксперт, генерал-лейтенант запаса Юрий Неткачев, группировка помимо задач тактико-огневой подготовки будет решать вопросы противодействия угрозам, связанным с террористическими актами, возможным применением противником оружия массового поражения (ОМП), информационными угрозами, воздействием на гражданское население, диверсионными действиями и т.п.». По мнению эксперта, почти весь этот арсенал пытались применить в Белоруссии летом-осенью 2020 года. И тут, как он считает, армии стран СГ в непростом положении. Формально по российскому и белорусскому законодательству Вооруженные силы этих стран вне политики и предназначены для отражения внешней агрессии. Но военнослужащие РФ уже участвовали в подавлении в октябре 1993 года имевшего место в Москве мятежа, а также несли основную нагрузку в боевых операциях по наведению конституционного порядка на Северном Кавказе. А в подавлении протестов в Белоруссии летом и осенью 2020 года участвовали военнослужащие РБ.
Настроение и в Минске, и Москве в конце 2020 года было очень настороженное, поскольку обе стороны были крайне озабочены словами президента Польши Анджея Дуды о намерении «если потребуется, взять под свое крыло регионы, которые ранее входили в состав Речи Посполитой».
В Белоруссии одновременно, чтобы противодействовать дестабилизации, в западных областях страны в сентябре 2020 года были организованы военные маневры «Славянское братство» с участием российских и белорусских войск. С августа 2020 года вместе с внутренними войсками РБ в поддержании порядка в ряде городов и селений, где в основном проживало польское население, участвовали белорусские десантники из состава Сил специальных операций (ССО). В середине августе 2020 года, когда протестная активность в Белоруссии была на пике, Александр Лукашенко прямо заявил, что Запад хочет «отсечь» Гродненскую область и присоединить ее к Польше. Тогда по его распоряжению поднятая по тревоге 103-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада (ОВДБр) ССО практически за сутки была переброшена из Витебска в Гродно. А 38-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада (ОДШБр) вышла на улицы Бреста, чтобы поддерживать порядок. Глава Минобороны РБ Виктор Хренин тогда заявил, что войска приступают «к охране мемориалов и памятников в стране», предупредив протестующих, что в случае нарушения порядка и спокойствия в этих местах они будут «иметь дело уже не с милицией, а с армией». А из России в то время на помощь белорусским силовикам готовы были выдвинуться войска российской Росгвардии. (см. «НГ» от 23.08.20 года). Если ситуация в России и Белоруссии будет обостряться, военные, очевидно, окажут поддержку властям. Неслучайно на днях Александр Лукашенко назначил главу Генштаба страны генерал-майора Александра Вольфовича государственным секретарем Совета безопасности Республики Беларусь. Теперь он стал фактически главным помощником президента по работе с силовыми структурами.
Нельзя забывать также и о том, что вблизи западных границ СГ в скором времени ожидаются самые масштабные военные учения НАТО Defender Europe 2021, которые, по оценкам российских экспертов, окажутся самыми значимыми со времен холодной войны. Маневры должны были пройти еще в 2020 году, однако в связи с пандемией были перенесены. Много пишется о военном потенциале, который там со стороны альянса будет задействован. О «коронных фишках», связанных с гибридным противодействием (информационным, майданной войной и другими гибридными воздействиями), в альянсе не распространяются.
комментарии(0)