1
5099
Газета Воины и Армии Печатная версия

26.10.2020 18:57:00

"Севмаш" форсирует строительство атомных ракетоносцев

На подходе – блочно-модульная субмарина

Владимир Карнозов

Об авторе: Владимир Александрович Карнозов – военный аналитик.

Тэги: севмаш, субмарины. атомные подводные лодки


севмаш, субмарины. атомные подводные лодки Создание всех перспективных подлодок будет вестись по новой технологии. Фото с сайта www.mil.ru

Согласно исторической практике отечественного судпрома, перед переходом к строительству субмарин следующего поколения верфь, которой дано соответствующее задание, проводит серьезную реновацию производства. Именно в таком аспекте следует рассматривать пресс-релиз АО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск) о подготовке к внедрению так называемой блочно-модульной технологии создания атомных подводных лодок. Северодвинск – единственный город в нашей стране, где строят атомные субмарины. Всего за свою историю «Севмаш» передал военным морякам 133 атомохода, еще четыре (включая стратегический крейсер «Князь Олег») проходят испытания перед сдачей главному заказчику.

«Использование блочно-модульной технологии позволит снизить трудоемкость и сроки строительства атомных подводных лодок», – подчеркивается в вышеупомянутом документе. Пока что северодвинские судостроители применяют модульно-агрегатный метод, внедренный в период строительства атомоходов третьего поколения. К ним, в частности, относятся упомянутые выше АПЛ проектов 971 и 941.

Согласно описанному ранее методу, готовые, но еще не прошедшие испытаний блок-секции будущей подлодки поступают из корпусно-сварочного производства на стапель. Там из них формируют блоки и подвергают их гидравлическим испытаниям, а затем – снова разъединяют. В конце советского периода подобная технология считалась передовой. С тех пор научно-технический прогресс в судостроении прошел большой путь, на основе его достижений представляется возможным сделать очередной шаг вперед. Уменьшить сроки и производственные затраты поможет блочно-модульный метод. Благодаря ему сократится стапельный период строительства корабля, поскольку огромный объем работ по корпусному насыщению переносится в специализированные цеха.

Американскими инженерами на смену существующему семейству подводных ракетоносцев «Огайо» разрабатывается новый тип – «Колумбия». Строительство головного корабля начнется в следующем году. Он будет отличаться рядом прогрессивных черт, включая срок службы в 42 года без перезагрузки реакторного топлива. Согласно задумке заокеанских стратегов, «Колумбия» обеспечит Вашингтону превосходство в морских вооружениях. А для этого необходимо выйти на технический уровень выше того, что заложен в «Борей». Поскольку Москва стремится к паритету с США по силам ядерного сдерживания, нам необходимо реагировать соответствующим образом и дальше вести совершенствование подводных крейсеров. В этом смысле внедрение блочно-модульной технологии на «Севмаше» – один из шагов в данном направлении.

Согласно ранее принятым планам, на заводе завершается предыдущая программа модернизации и обновления производства, запущенная в 2012 году. Ее цель – сделать «Севмаш» современной верфью, способной строить корабли любых классов и по техническому уровню сопоставимой с лучшими в Америке и Западной Европе.

Соответствующие мероприятия финансировались по нескольким федеральным целевым программам, включая таковые по радиационной безопасности и гражданскому морскому судостроению. Самые крупные средства выделялись по линии ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса. По ней, в частности, завод заменил все крановое оборудование, значительно обновил станочный парк и оборудование, связанное с метрологией и системами измерений. Освещение в цехах заменили на более эффективное и менее дорогое в использовании.

Полностью завершен ремонт Достроечной набережной. Обновлены соответствующие коммуникации, включая подачу энергетических средств (пар, сжатый воздух, вода, углекислота, кислород и другие газы всех видов) к местам проведения работ. Подводка выполнена прямо к рабочим местам для обеспечения удобства работы специалистов. Кроме того, проложены кабели электропитания всех необходимых напряжений и частот.

Следующим в очереди на реновацию шел причальный передаточный комплекс. Сегодня он позволяет возить корпусные конструкции массой до 6 тыс. т, передавать их из цеха № 7 в цех № 50, от «Севмаша» на «Звездочку» и др. Помимо того, «Севмаш» выполнил еще целый ряд мероприятий с целью снизить затраты на строительство кораблей и минимизировать сроки. Включая специализацию цехов № 55, 50 и 42 под выпуск определенного вида конечной продукции.

Сегодня «Севмаш» успешно реализует программу строительства двух основных типов атомных подлодок четвертого поколения – стратегической «Борей-А» и многоцелевой «Ясень-М». Помимо того, ведутся ремонт с модернизацией крейсера «Адмирал Нахимов» и работы по подводной технике специального назначения. Следующим логическим шагом в развитии предприятия станет освоение строительства атомных ракетоносцев следующего поколения. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Андрей Фласкин 21:19 26.10.2020

В Советском Союзе было 2 основных "строителя" атомных подлодок - Северодвинск и Комсомольск-на-Амуре, а также третий игрок - Нижний Новгород, где делали секции подлодок, которые дособирали на Севере и Дальнем Востоке. Наверное внедрение блочно-модульной технологии, также позволит дособирать лодки на других заводах.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости