0
6576
Газета Воины и Армии Печатная версия

13.04.2020 17:44:00

"Мистраль" по-русски обойдется в 100 миллиардов рублей

Каким будет отечественный аналог французских универсальных вертолетоносцев, пока неизвестно

Тэги: вмф, мистраль


вмф, мистраль Российские судостроители не будут повторять облик «Мистралей». Фото Reuters

В канун 9 мая на заводе «Залив» в Крыму заложат два универсальных десантных корабля. Они станут одними из самых больших в Военно-морском флоте. При водоизмещении в 15 тыс. т они смогут взять на борт более 10 ударных и противолодочных вертолетов, 900 морских пехотинцев и несколько десятков бронемашин. Впрочем, до сих пор ВМФ хранит молчание о том, что именно он заказал. Компания-исполнитель – корпорация «Ак Барс» не строила боевые корабли больше малых ракетных кораблей типа «Каракурт» и «Буян» и никогда не рекламировала на выставках вооружений хоть что-то похожее на универсальный десантный корабль (УДК).

На фоне так и несостоявшегося контракта с Францией на поставку двух УДК типа «Мистраль», за которые в 2011 году заплатили 1,12 млрд евро, на российские тратят не такую уж большую сумму. Впрочем, от этого не легче. До последнего времени в России существовало два официальных проекта универсальных вертолетоносцев: «Прибой» и «Лавина». Первый – детище Невского ПКБ, второй – Крыловского центра. Корабли имеют водоизмещение до 25 тыс. т и длину 160–300 м. Это практически размеры авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Впрочем, оба проекта существуют исключительно в виде макетов. Реальной технической проработки по ним никто не ведет.

Крыловский центр – это научно-исследовательская организация. Без ее визы ни один проект корабля никогда не начнут собирать «в железе». Однако у нее нет компетенций на самостоятельное проектирование. А входящее в состав КГНЦ основанное еще в 1925 году центральное конструкторское бюро «Балтсудопроект» никогда не проектировало и не разрабатывало больших морских платформ. Есть вопросы и к Невскому ПКБ – старейшему в России конструкторскому бюро надводного кораблестроения, специализирующемуся на проектировании авианесущих и десантных кораблей, а также корабельных авиатехнических средств и учебно-тренировочных комплексов корабельной авиации. Именно в нем был спроектирован наш авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», а сегодня идет отработка десантных кораблей проекта 11711. Их два: «Иван Грен» и «Петр Моргунов». Если про первый еще можно сказать, что он несчастное детище нулевых, на которое государство не тратило денег и фирма вела всю работу за свой счет, то проблемы с вводом в строй второго корабля – исключительно проблема проектантов.

«Те недоработки, которые мы получили на головном БДК «Иван Грен», начинают проявляться и на как бы первом серийном корабле «Петр Моргунов». Поскольку все-таки «Грен» строился долго, менялся трижды в своей комплектации, насыщении и размерениях, «Моргунов» взял те недостатки, которые были высказаны при приемке первого», – сообщил Интерфаксу президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

Глава ОСК говорит, что российские «Мистрали» видят не просто «баржей» для перевозки ударных вертолетов, а как экспедиционные корабли. Последнее предполагает, что в составе их вооружения должны быть не только винтокрылые машины, но и ударные самолеты. Например, как на американских универсальных десантных кораблях типа WASP, способных доставить к берегу морпехов, истребители с вертикальным взлетом F-35 JSF, конвертопланы MV-22 Osprey и транспортно-десантные вертолеты MH-53 Super Stallion.

В этом случае проекты и Крыловского центра, и Невского проектно-конструкторского бюро совсем не идут в сравнение с западными аналогами. Что предложил «Ак Барс» и почему именно этой частной судостроительной корпорации предложено создать вертолетоносцы, неизвестно. Корпорация известна лишь тем, что исправно и с надлежащим качеством поставляет на экспорт и для силовых ведомств патрульные и малые ракетные корабли. Первой в отрасли внедрила программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования. Он позволяет еще на стадии проектной разработки пройтись по помещениям будущего корабля или судна в 3D-очках и посмотреть, как оно будет выглядеть в железе.

Кроме малых ракетных кораблей фирма строит для Минобороны танкеры проекта 03182. На его базе возможно построить морскую платформу, способную перевозить вертолеты, бронетехнику и морских пехотинцев. Однако этот проект никогда не станет экспедиционным кораблем в американском представлении. Хотя если знать, что от закладки до спуска на воду и принятия в боевой состав проходят годы, то можно предположить, что сам факт закладки десантных кораблей ничего не значит. У ВМФ и кораблестроителей будет как минимум несколько лет, чтобы перепроектировать их еще на стапеле.

«Головной корабль планируется передать флоту в 2026 году, второй вертолетоносец – в 2027 году», – сообщил источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе. У французов, строивших российские «Мистрали», ушло на строительство одного такого корабля всего два года. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости