Посол США в Дании с пилотами F-16 Королевских ВВС. Фото со страницы посла США в Дании в Twitter
Посол США в Дании Карла Сэндс хочет, чтобы страны Северной Европы покупали больше американских самолетов, исполненных по технологии стелс F-35. Но парк истребителей в ВВС этой скандинавской страны невелик. И госпожа американский посол выражает свою озабоченность тем, что военно-воздушные силы НАТО недостаточно мощно представлены в Арктике и Дания просто обязана выполнить обещание трехлетней давности, направленное на укрепление своей обороноспособности. Сэндс ссылается на доклад Минобороны королевства, в котором оно изложило свои задачи в Арктике начиная с 2016 года в связи с присутствием российских войск в этом регионе. Но судя по всему, Дания пойдет на сокращение числа истребителей в своих Военно-воздушных силах из-за высокой стоимости закупки и эксплуатации самолетов F-35.
Журналистам издания Jyllands-Posten госпожа посол заявила, что у Дании и так совсем немного боевых самолетов, не более 38–40 истребителей F-16. Более того, Сэндс указала, что с обновлением парка Королевских ВВС наблюдается сокращение числа военных самолетов и Копенгаген обязан этот процесс остановить. В действительности (как сообщает издание Jyllands-Posten) в распоряжении датского военного ведомства не более 30 истребителей 4-го поколения F-16. И действительно, парк боевых самолетов в датских ВВС будет сокращен, поскольку предстоит перевооружение на очень дорогие в закупке и эксплуатации многоцелевые самолеты-невидимки пятого поколения F-35.
Что касается обещаний, упомянутых Карлой Сэндс, в действительности 11 мая 2016 года правительство Дании рекомендовало парламенту одобрить покупку всего лишь 27 истребителей-бомбардировщиков стелс F-35 для замены устаревших и отлетавших свой ресурс самолетов F-16. Но Копенгаген из указанного числа новых самолетов должен получить только 22 борта, а пять было решено оставить на территории США: они предназначаются для обучения датских пилотов в американских тренировочных центрах. Первая партия самолетов F-35 будет передана Королевским ВВС Дании только в 2021 году. И самое интересное: когда сделка была оформлена, выяснилось, что датское правительство не представляло себе, во сколько это приобретение ему обойдется, и конечная сумма оказалась для Копенгагена неподъемной. Более того, стоимость самолетов продолжает со временем возрастать. Сумма проекта значительно увеличилась по сравнению с первоначальной, а пока ни один самолет из тех, что предназначаются датским ВВС, еще не произведен.
Перед заключением контракта главные военные эксперты из Минобороны и МИД Дании подготовили рекомендации для своего правительства, в которых был сделан выбор в пользу американских истребителей-невидимок. В качестве доказательств было дано сравнение технических и боевых возможностей самолетов четвертого поколения F/A-18E/F Super Hornet и Eurofighter’s Typhoon с F-35. Естественно, машины пятого поколения имеют заметные технологические преимущества по сравнению с образцами предшествующего уровня. Эксперты указали, что выбор общего ударного истребителя (JSF – Joint Strike Fighter) имеет наибольший потенциал для продвижения датских интересов с точки зрения как политики безопасности, так и военной стратегии, и что использование JSF предоставит ВВС высочайшую степень гибкости при выполнении будущих боевых и политических задач. Широкий охват ВВС стран-союзников, участвующих в проекте JSF, будет способствовать как трансатлантическим связям Дании, так и отношениям с рядом европейских партнеров.
Но запредельная стоимость участия в проекте JSF оказалась для датского правительства более сильным аргументом, чем доводы военных. Тем более что датские эксперты при оценке проекта утверждали: F-35 будет дешевле, чем Super Hornet и Eurofighter. «Ориентировочная стоимость жизненного цикла является самой низкой для Joint Strike Fighter, второй по величине для Super Hornet и самой высокой для Eurofighter», – писали они. Один из главных доводов состоял в том, что планер Joint Strike Fighter рассчитан на 8 тыс. полетных часов, тогда как Eurofighter и Super Hornet – только на 6 тыс. часов. Согласно их расчету, для выполнения одних и тех же задач в течение 30 лет требуется меньше самолетов JSF, чем Eurofighter или Super Hornet. Вычисления в экономической модели выявили потребность Королевских ВВС в заданный промежуток времени в 28 единицах JSF, или в 34 самолетах Eurofighter, или в 38 единицах Super Hornet.
Сразу стоит указать на очевидную ошибку датских экспертов в отношении истребителя Super Hornet. Этот самолет предназначен для размещения на авианосцах. Основным пользователем F/A-18E/F является ВМС США. При взлете этого самолета с палубы используются катапульты, а при посадке авиафинишеры, которые дают дополнительную большую нагрузку на конструкцию планера. Поэтому у данного самолета значительно занижен ресурс эксплуатации. Но, как известно, ВМС США рассчитывают увеличить его с 6 тыс. до 10 тыс. часов, чтобы компенсировать задержки с поставками F-35C американскому авианосному флоту, частично обусловленные неожиданно высокой стоимостью и сложностью эксплуатации машин проекта JSF. Дания не имеет авианосцев, самолеты ее ВВС для взлета и посадки используют полномерные стационарные взлетно-посадочные полосы, поэтому ресурс эксплуатации Super Hornet в датском варианте будет значительно дольше 6 тыс. часов. Еще один недочет выбора экспертов в пользу F-35 заключается в том, что (по их заявлению) Super Hornet – это двухместный самолет, что подразумевает бÓльшую потребность в часах обучения полету и подготовке экипажей, чем Eurofighter и Joint Strike Fighter. Но на самом деле есть два варианта истребителей Super Hornet. F/A-18E – двухместный и одноместный.
Общая стоимость F-35 за полный срок эксплуатации вместе с покупкой изначально оценивалась в 300 млн долл. Закупив всего 27 самолетов, экономные датчане предполагали одновременно выделять для выполнения боевых задач не более четырех бортов. Но, как оказалось, это был заниженный расчет. По собственной внутренней оценке, проведенной Пентагоном в 2016 году, стоимость жизненного цикла одного самолета F-35 составила 460 млн долл. Командование датских ВВС предполагало, что машины проекта JSF могут нести до шести ракет воздух–воздух средней дальности. Но, поскольку конструкция планера F-35 не имеет внешних точек подвески, а вооружение размещается в фюзеляже, истребитель стелс может нести только две ракеты данного класса. Конечно же, значительная незаметность JSF для радаров противника и собственная передовая авионика делают данный самолет самым желанным приобретением для ВВС союзников США и участников данного проекта. Оценивается также возможный экономический положительный компонент от участия в производстве вышеперечисленных самолетов, и он тоже наивысший для F-35. Но даже поверхностный анализ сложившейся ситуации показывает, что участие в проекте JSF автоматически приводит ВВС Дании к сокращению парка боевых самолетов. Во-первых, цена проекта для Копенгагена уже запредельна, во-вторых, однозначно она будет возрастать в том числе и на этапе эксплуатации и дальнейшей модернизации. Похоже, что Дания в среднесрочной перспективе вынуждена будет сократить парк своих истребителей до тех 27 машин, которые уже заказаны в рамках проекта JSF.
комментарии(0)