Оставшиеся после окончания боевых действий минные поля представляют собой серьезную угрозу. Фото Reuters
В XXI веке начался новый виток гонки вооружений. Почти ежедневно СМИ сообщают о новых гиперзвуковых ракетах, беспилотниках, космических аппаратах военного назначения и т.д. А вот древнее оружие – мины – как-то остаются в тени, хотя они непрерывно совершенствуются и представляют собой страшную угрозу как в военное, так и в мирное время.
Современные мины представляют собой стратегическое, оперативно-тактическое и тактическое оружие. Мины – стратегическое оружие? Да-да! Вот, к примеру, в 1954–1962 годах Франция вела колониальную войну в Алжире. Алжирские националисты без помощи извне не продержались бы и полгода. СССР, Египет и ряд других стран посылали в Алжир оружие, боеприпасы, продовольствие и т.д. Основной поток иностранной помощи шел в Алжир через 700-километровую границу с Тунисом и 1000-километровую с Марокко.
И вот уже в 1959 году граница с Марокко на всех наиболее важных участках была перекрыта минными полями, системой постов и проволочными заграждениями (560 км, в том числе 430 км электрифицированных). Вдоль границы с Тунисом протянулись 1500 км электрифицированных проволочных заграждений, усиленных сплошными минными полями.
Минные заграждения серьезно осложняли действия алжирских националистов. И если война была проиграна Францией, то в основном это случилось из-за раскола внутри французского общества.
Ну а Турция, не мудрствуя лукаво, к концу ХХ века заминировала свои границы с Арменией, Ираном и Сирией. Так, Турция с конца 1950-х годов установила на сирийской границе 615 тысяч (! ) противопехотных мин. Цель благая – недопущение террористов и контрабандистов на турецкую территорию.
Израиль еще в 1970-х годах заминировал границу с Сирией. В начале гражданской войны «оппозиция» стала переходить израильскую границу. Но, увы, часть мин не сработала. Посему с мая 2011 года армия обороны Израиля начала заново минировать всю сирийскую границу.
В XXI веке противопехотные мины находятся на границе десятков государств. Так, в Афганистане на границах и по всей стране мины ставят все кому не лень, включая американцев. В итоге только за 2015 год там погибли или были ранены от мин 1310 человек. За тот же период в Йемене на минах пострадали 967 человек, а D Украине – 589.
Таджики перекрыли стеной и минными полями границы с Афганистаном и Узбекистаном. Армия Марокко с 1980 года ставит минные заграждения на сотни километров в пустыне Сахара, защищаясь от боевиков фронта Полисарио.
Республика Мьянма (бывшая Бирма) недавно заминировала свою границу с Бангладеш, опасаясь вторжения боевиков «Араканской армии солидарности рохинджа». Подобный перечень продолжать еще можно долго.
Минное оружие было не последним фактором, остановившим наступление войск США и их союзников в Корее в 1950–1953 годах. Так, на мины пришлось 38% потерянных американцами танков. В октябре 1950 года аме риканский морской десант высадился в северокорейский порт Воньсань с целью окружить северокорейскую армию. К тому времени Северная Корея не имела ни боевых кораблей, ни самолетов, а СССР и КНР еще не вмешивались в конфликт. Но тут янки наткнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок. Американцы начали интенсивное траление. Пять тральщиков погибли на минах, несколько тральщиков и два эсминца получили тяжелые повреждения.
Но главное было в другом – высадка десанта была задержана на 10 с лишним дней. Все это время корабли с десантом болтались в море вблизи Воньсаня. И тут американских морских пехотинцев, набитых на кораблях буквально как сельдей в бочке, настиг другой враг – дизентерия. Лишь на одном судне «Марин Феникс» заболели дизентерией в тяжелой форме 750 человек. За эти десять дней северокорейская армия сумела относительно спокойно отойти, и американцы с опозданием на две недели вступили в пустой город.
Со времени подписания перемирия в Корее в 1953 году и до сих пор ни одна из сторон не решилась пересечь границу между Севером и Югом. В первую очередь это связано с огромными минными полями на границе. Недавно представитель армии Южной Кореи заявил, что на разминирование границы уйдет не менее 200 лет.
На взгляд автора, из-за возможности перекрытия Ираном минных заграждений в Персидском заливе США воздерживаются от нападения на Иран.
А что могут современные мины? Начнем с морских мин. Так, например, советские плавающие мины АПМ и АПМ-2 могут свыше 10 суток дрейфовать на заранее заданной глубине в любых районах Мирового океана. Они могут ставиться с надводных кораблей, подводных лодок, самолетов и вертолетов.
В 1957 году в СССР была принята первая в мире придонная реактивно-всплывающая мина КРМ. Глубина ее постановки до 100 м. Акустическая система идентифицирует тип корабля, а затем реактивный двигатель доставляет мину к днищу судна.
В 1970–1980-х годах в СССР и США созданы якорные донные мины-торпеды. Они могут ставиться на глубинах от 200 до 1200 м и находиться в боевом состоянии не менее года. После обнаружения надводного корабля и подводной лодки мина выпускает самонаводящуюся торпеду, которая может поразить противника на расстоянии свыше 6 км.
Из наземных мин стоит отметить малые противопехотные мины, которые можно массово ставить с низколетящих вертолетов. В свою очередь, в ряде стран – РФ, Австрии, Болгарии и др. – созданы противовертолетные мины. Они могут с земли поражать вертолеты на высотах до 100 м.
Противобортовые мины устанавливаются вдоль дорог и возможных путей движения бронетехники и выпускают в борт танка кумулятивный снаряд или сплошное стальное ядро.
Перечень новинок в инженерном деле займет не одну страницу. О результатах действия мин в Сирии, Афганистане и Донбассе можно ежедневно узнавать из СМИ и интернета. Другой вопрос, что эта информация идет на самых последних полосах.
комментарии(0)