0
3673
Газета Воины и Армии Печатная версия

25.11.2019 18:32:00

Директор СВР передал министру обороны географическую карту легендарного разведчика

Человек, проходящий сквозь стену

Тэги: свр, нарышкин, географическая карта, рихард зорге, казнь, разведчики, япония, история


свр, нарышкин, географическая карта, рихард зорге, казнь, разведчики, япония, история Тожественная передача священной реликвии. Фото Министерства обороны РФ

Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций военного ведомства РФ, 20 ноября в Национальном центре управления обороной страны прошла торжественная церемония передачи настенной географической карты Юго‑Восточной Азии, которая была привезена советским разведчиком Рихардом Зорге в Японию в сентябре 1933 года и висела в его рабочем кабинете. Реликвию передал директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.

Принимая уникальное историческое свидетельство деятельности бойца невидимого фронта, отдавшего много сил и жизнь, защищая свою родину, министр обороны, генерал армии Сергей Шойгу сказал: «Сергей Евгеньевич, выражаю вам искреннюю благодарность за передачу карты Рихарда Зорге, которой он пользовался во время своей разведывательной деятельности. Собранные группой Зорге сведения сыграли важную роль при планировании операций Красной армии на начальном этапе Великой Отечественной войны, оказали серьезное влияние на принятие стратегических решений».

Эта карта была всегда под рукой у резидента советской разведки в Японии при составлении донесений в Москву, которые он подписывал агентурным псевдонимом Рамзай вплоть до ареста 18 октября 1941 года.

В ходе обыска, проводившегося подразделением японской полиции, из квартиры Рихарда Зорге были изъяты все его личные вещи. Вместе с тем возглавлявший расследование сотрудник токийской прокуратуры Мицусада Ёсикава указанную карту к материалам дела не приобщил.

Многие годы она хранилась в доме Мицусады Ёсикавы в качестве семейной реликвии, а после его смерти была подарена семье его друга – Ёсио Сига, известного коммунистического деятеля послевоенной Японии.

Казнь знаменитого разведчика состоялась в токийской тюрьме Сугамо в 10.20 утра 7 ноября 1944 года. Рихард Зорге плохо владел японским языком, но свои последние слова произнес именно на нем, а не на русском или немецком, чтобы все присутствующие во время казни запомнили его слова: «Секигун! Кокусай Кёсанто! Собието кёсанто!» («Красная армия! Коммунистический Интернационал! Советская компартия!») Он мужественно принял смерть и до конца остался верен своим идеалам.

Директор СВР передал министру обороны и портрет выдающегося разведчика, выполненный в технике полиграфического золочения. Художественный проект был реализован под руководством президента Национальной портретной галереи Александра Осипова.

«Карта и портрет Рихарда Зорге займут достойное место среди других экспонатов Музея Главного управления Генерального штаба», – сказал Шойгу.

О выдающемся разведчике XX века мир узнал после выхода в 1961 году на экран фильма французского режиссера Ива Сиампа «Кто вы, доктор Зорге?». После этого появилось множество воспоминаний, исследований и статей в газетах и журналах разных стран мира.

В 2004 году в Японии были обнаружены и опубликованы газетой «Асахи» документы с описанием казни Зорге и его ближайшего помощника Хоцуми Одзаки. Это были фотографии четырех листков с описанием приведения в исполнение двух смертных приговоров от 7 ноября 1944 года. Их случайно разыскал среди старых документов штаба оккупационных войск США в одном из букинистических магазинов Токио исследователь деятельности группы Зорге Томия Ватабэ. По словам Ватабэ, его находка поставила точку в череде домыслов о последних минутах жизни выдающегося разведчика. В выписке из Регистрационной книги приведения в исполнение смертных приговоров в тюрьме Сугамо за 1932–1945 годы говорится: «Начальник тюрьмы Итидзима, проверив имя и возраст осужденного, сообщил ему, что, согласно приказу Министерства юстиции, приговор будет исполнен в этот день и от него ожидают, что он спокойно встретит смерть. Начальник тюрьмы спросил, не желает ли осужденный что‑либо добавить к составленному ранее завещанию относительно своего тела и личных вещей. Зорге ответил: «Мое завещание остается таким, каким я его написал». Начальник спросил: «Хотите ли вы еще что‑то сказать?» Зорге ответил: «Нет, больше ничего». После этого разговора Зорге повернулся к присутствовавшим тюремным служащим и повторил: «Я благодарю вас за вашу доброту». Затем его завели в камеру исполнения приговоров. В соответствии с волей казненного и по японским законам тело было захоронено в общей могиле во дворе тюрьмы».

Гражданская жена разведчика японка Ханако Исии, с которой Зорге познакомился в Токио, несколько лет ничего не знала о судьбе своего мужа и его товарищей. Только в 1945 году на страницах газеты американской армии она увидела имя Рихарда в очень коротенькой заметке. Более подробный рассказ о советском разведчике она встретила в журнале «Секей‑джип» в 1948 году. Из статьи Ханако узнала, что муж захоронен на кладбище Дзосигая в общей могиле. Место захоронения было отмечено скромной деревянной табличкой, которую кто‑то скоро забрал на дрова. От могилы разведчика не осталось никакого следа.

Исии разыскала адвоката Асанума, защищавшего на процессе Зорге. Вместе с ним она два года осаждала администрации тюрьмы и кладбища, добиваясь разрешения отыскать и захоронить по‑человечески прах любимого, которому она осталась верна всю свою долгую жизнь. Над ней издевались, ее презирали, но все‑таки уступили. В 1948 году гроб был найден на участке среди захоронений бродяг и бездомных.

Женщина опознала прах мужа по пряжке на ремне, золотым коронкам, поставленным после аварии, следам старого ранения на ноге и ботинкам. Перезахоронить прах Ханако не могла, потому что не было денег. Их хватило только на кремацию, и урну с прахом около года женщине пришлось хранить дома. Настойчивая женщина все‑таки нашла способ для получения необходимых средств. Она написала о разведчике книгу воспоминаний и на гонорар купила участок на кладбище Тама. Там же покоился друг и сподвижник советского разведчика Одзаки. Исии отвезла на кладбище урну и установила на могиле большой валун. Новый памятник был поставлен в 1959 году на собранные японским обществом средства. В 1967 году останки разведчика перезахоронили оккупационные американские власти. Ему были отданы все воинские почести.

По японским меркам могила занимает значительную площадь. Место захоронения содержится в идеальной чистоте. К могиле ведут каменные плиты. На ней установлен овальный камень из базальта с надписью на немецком и японском языках «Рихард Зорге» и даты рождения и смерти. На камне закреплена плита из полированного черного мрамора с надписью на русском языке «Герой Советского Союза Рихард Зорге» с изображением медали «Золотая звезда» и лавровой ветви. Перед овальным камнем на мраморной плите находится урна с прахом Ханако Исии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
2755
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
2793
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
2882
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
1660

Другие новости