0
3986
Газета Воины и Армии Печатная версия

19.06.2018 00:01:00

Завихрения в глобальной квадратуре круга

Многополярный мир развивается по своим менее предсказуемым законам

Леонид Медведко

Об авторе: Леонид Иванович Медведко – доктор исторических наук, член Союза писателей РФ.

Тэги: путин, прямая линия, международные отношения, научная дипломатия, гибридные войны, сирия, ближний восток, саммит, еаэс, никол пашинян


путин, прямая линия, международные отношения, научная дипломатия, гибридные войны, сирия, ближний восток, саммит, еаэс, никол пашинян Новый премьер Армении Никол Пашинян заверяет Россию в дружбе. Фото с сайта www.kremlin.ru

Судя по последним событиям в разных уголках планеты, в первую очередь, конечно, на Большом Ближнем и Среднем Востоке (ББСВ), напряженность в мире отнюдь не спадает. Но иначе и быть не может в полицентричном и многополярном мире. И хотя в парадигме геофизики по-прежнему остается два полюса – на Севере и Юге, но в мире геополитики к ним добавляются еще несколько центров сил – на Востоке и Западе. Именно поэтому все происходящее развивается далеко не всегда согласно законам логики линейного мира.

Примечательно, что в этом году «Прямая линия» президента РФ Владимира Путина оказалась втиснута между встречами в Австрии и Китае. И если в Вене обсуждались преимущественно вопросы двустороннего сотрудничества, то в Пекине и Циндане главное внимание очередного саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было уделено комплексу проблем международной безопасности, включая устранение ядерной угрозы. Это отчасти объяснялось тем, что столица Австрии, находясь в центре Европы, является постоянным местом пребывания организации МАГАТЭ, а в проводимом саммите ШОС участвовали главы восьми евразийских государств, четыре из которых – Россия, Индия, Китай и Пакистан – являются обладателями ядерного оружия. В этом расширенном саммите ШОС впервые участвовал в качестве наблюдателя президент Ирана, как раз в тот момент, когда стал обостряться кризис после выхода США из соглашения по ядерной программе Ирана.

Причем Владимир Путин, переходя на «Прямой линии» от внутренней политики к проблемам международной безопасности, не случайно вспомнил предостережение Альберта Эйнштейна, «отца современной физики», об угрозе уничтожения человеческой цивилизации как следствии начала третьей мировой войны с применением ядерного оружия. При жизни Эйнштейна гибридные войны с ядерной составляющей не успели еще войти в политический лексикон, но позже для их недопущения появились понятия народной и гражданской дипломатии.

И здесь своевременно вспомнить о проводившемся в Москве первом Всемирном форуме Глобального исследовательского совета ученых, в котором приняли участие делегаты из более чем 50 стран. На нем поднимался вопрос о том, что настало, видимо, время задействовать теперь в международных отношениях «научную дипломатию». В принятом на этом форуме документе содержался призыв к «интеллектуальному сближению цивилизаций» в ХХI веке, о чем речь заходила на учредительном заседании Римского клуба еще в 1968 году.

Следует отметить, что в разных регионах гибридные войны имеют свою особую этноконфессиональную и национальную окраску. Это наглядно проявилось не только в Палестине, но также в Северном и Южном Судане, в Ираке, Йемене, Сирии, Ливии и других африканских странах. Одна из особенностей таких войн – игнорирование их участниками международного права. Это касается также и Афганистана. Причем борьба с международным терроризмом таит возрастающую угрозу гибридной войны в мировом масштабе. Она уже зримо маячит на горизонте.

Из нескольких десятков текущих военных конфликтов наибольшую тревогу продолжают вызывать все еще не закончившаяся война в Сирии, «афганская эпопея» и гибридная война на юго-востоке Украины. Во всех этих случаях речь идет о «гибриде» в большой политике с контентом назревающей в мире большой войны, которая обязательно будет ядерной.

Четвертый год Россия пытается вырваться из геополитического капкана в Сирии. В 2015 году, начиная операцию «Возмездие», Москва исходила, очевидно, из того, что она продлится недолго. Но вскоре операция вылилась в долгую, непонятную войну «Возмездия». По мере ее затягивания конфигурация театра военных действий постоянно меняется. Для России она уже давно перестала быть локальной или региональной войной. Говоря о войне в Сирии, президент Путин по-военному кратко резюмировал: «Наши военные будут находиться там, пока это выгодно России и во исполнение наших международных обязательств. Мы пока не планируем оттуда уходить».

Однако кто с кем и против кого воюет в этой войне, понять становится все труднее. Раньше турки воевали там против курдов и халифатчиков. В ряде случаев им приходилось воевать и с теми и с другими. То же самое можно сказать и про американцев. Свою «инверсионную» войну на нескольких фронтах приходится вести там также Израилю. Недаром премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху принял для себя нелегкое решение отмечать День Победы – 9 Мая – в Москве, что не помешало ему посетить потом ряд европейских стран и США.

Впрочем, можно сколько угодно спорить о характере и конечном исходе гибридных войн, но ждать их быстрого завершения не стоит. В «гибридах» смешалось очень много конфликтов и кризисных омутов. К числу наиболее застарелых конфликтов относится и скорее всего временно остановленная война в Нагорном Карабахе.

В проходившем в Сочи саммите ЕАЭС впервые участвовал и новый премьер-министр Армении Никол Пашинян. Знакомясь с президентом Путиным, он на словах заверял, что Армения останется ближайшим партнером и союзником России, но на деле в установившемся 15 лет назад хрупком мире в Нагорном Карабахе Армения не будет выступать за продолжение состояния «ни мира, ни войны». Нагорный Карабах может в любой момент опять задымиться. И тогда Россия может оказаться в очень трудной ситуации. Поддержка новой власти в Армении поставит Москву в очень неудобное положение перед Азербайджаном и Турцией. В то же время нельзя исключать, что прозападное по своему составу правительство Пашиняна продолжит курс на сближение с НАТО ценой его отхода от сотрудничества в ЕАЭС и ОДКБ.

Происходящий ныне хаос, по-русски говоря кавардак, очень точно подпадает под определение философа Александра Зиновьева – «глобальный человейник». Последний же легко может оказаться без привычного для него пристанища после «ядерного Армагеддона», вполне возможно, что гибридного.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саудовскому реактору дадут второй шанс

Саудовскому реактору дадут второй шанс

Игорь Субботин

Белый дом вовлечет Эр-Рияд в арабо-еврейскую нормализацию

0
905
Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Наталья Приходко

В Киеве считают, что новый лидер США сначала должен встретиться с украинским президентом

0
1263
Путину докладывают о достижениях российской медицины...

Путину докладывают о достижениях российской медицины...

Иван Родин

В Госдуме добиваются общепартийной консолидации

0
2508
Иран и Россия станут партнерами, а не братьями по оружию

Иран и Россия станут партнерами, а не братьями по оружию

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Договор между двумя странами предполагает углубление экономического сотрудничества, но не военный союз

0
4203

Другие новости